Домашние голуби и сапсан. Пернатые охотники на голубей. Хищные птицы: сапсан, балобан, ястреб тетеревятник - враги голубей. Почтовые голуби

Домашние голуби и сапсан

Перейти в оглавление раздела: Все о домашних голубях

Пернатые охотники на голубей

* Пернатые охотники на голубей - ч.2
Читать: Falco peregrinus = Настоящий сокол, сапсан

Пернатые охотники на голубей – мифы и реальность.

Читать дальше : Пернатые охотники на голубей: [2];[3]

Летный тренинг является неотъемлемой составляющей сохранения породных качеств высоколетных голубей. Для голубеводов Крыма основным препятствием в его проведении в последнее десятилетие стало засилье пернатых хищников. Потери исчисляются десятками птиц за сезон по каждой голубятне. Кто скрывается под бытующими среди голубеводов названиями «кобец», «ястреб», «сокол», «коршун»?

Богатство видов хищных птиц Украины связано с разнообразием климатогеографических поясов нашей страны. Крым в этом смысле является жемчужиной северного Причерноморья и Приазовья. На площадичуть более 27 тысяч кв. км солончаковые степи Присивашья сменяются черноземными суходолами, далее – предгорья Крымской гряды, горные леса, яйла и, наконец, субтропики Южного берега. Видовой состав хищных птиц Крыма каждого ландшафта своеобразен. Всего их насчитывается 30 видов, проживающих на полуострове и прилетающих на зимовку. Реальную угрозу для домашних голубей представляют крупные сокола сапсан и балобан, ястреб тетеревятник и, с некоторыми оговорками, ястреб перепелятник. Другие хищники, такие как болотный лунь, коршуны редко посещают населенные пункты. Их нападение на голубей в городской черте и по воспоминаниям старых голубеводов были казуистикой. В сельской местности они тоже стали достаточно редкими.

На протяжении всего ХХ века орнитологи отмечали постоянную тенденцию к снижению качественного и количественного состава пернатых хищников вследствие антропогенного давления на них в местах естественного жизнеобитания. Начиная с 70-х годов прошлого века, появилась и другая тенденция – расширение ареала диких видов птиц и животных за счет проникновения в населенные пункты. Первыми в городах появились кольчатые горлицы, следом кряковые утки, вяхири. Этот список можно продолжить и за счет ряда видов млекопитающих. Так, в городских парках обычными стали хомяки и белки. Вслед за ними до центральных улиц Симферополя добираются ласка и каменная куница, совершая свои разбойные набеги на голубятни.

Однако в истории завоевания хищниками пространства городов особое место оказалось отведенным соколу сапсану. Этот вид сокола встречается на всех континентах, кроме Антарктиды. Практически повсюду он занесен в региональные Красные книги как редкий и исчезающий вид, нуждающийся в охране. Традиционный гнездовой биотоп сапсана в нашем регионе – скальные обрывы горно-лесной части крымского полуострова. В гнездовое время наблюдался учеными орнитологами на протяжении всей Главной гряды крымских гор от Балаклавы до Феодосии.

Количество сапсанов в Крыму на протяжении всего периода изучения орнитофауны полуострова никогда не превышало 10-12 штук в гнездовой сезон. По данным же Ю.Д. Костина, приводимым в его монографии «Птицы Крыма», изданной в 1983 году, встречи с сапсаном в Крыму с 1973 года в весенне-летний период не зарегистрированы. В те годы он встречался лишь на пролетах в осенний и зимний периоды, и в местах скопления перелетной птицы на зимовках.

За последние два десятилетия ситуация с численностью сапсана существенно изменилась. В заповеднике Аскания Новая было выпущено на свободу более 200 соколов сапсанов, которые прежде разводились здесь в вольерах. Разлетевшись по всему южному региону Украины, эти птицы резко изменили свое поведение и биотоп. В прошлом в городах только колокольни уцелевших церквей подходили для наблюдательных позиций редких залетных соколов, но они никогда не использовались ими для гнездовий. В зимний период сапсаны удерживались в местах концентрации перелетной водоплавающей птицы.

На сегодняшний день оказались утраченными природная осторожность и стремление избегать гнездования вблизи человеческого жилья. Гнезда сапсаны теперь устраивают на технических этажах, в труднодоступных нишах сложных крыш высотных зданий. Другим излюбленным местом гнездования и проживания стали осветительные конструкции на спортивных стадионах, телевизионные ретрансляционные вышки, трубы тепловых котельных. По примерным подсчетам, проведенным нами в 2004 году путем опроса голубеводов и визуального наблюдения, только в одном городе Симферополе и его окрестностях постоянно проживают и гнездятся порядка 10 сапсанов.

Читать дальше : Пернатые охотники на голубей