Сизоворонка. Род: Coracias Linnaeus, 1758 = Сизоворонки. Сизоворонки.Широкороты, Куролы, Подотряд: Coracii = Сизоворонки. Ракши, ракшеобразные:Отряд: Coraciae, Coraciiformes = Ракши, ракшеобразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Род: Coracias  = Сизоворонки

Род: Coracias Linnaeus, 1758 = Сизоворонки

СИЗОВОРОНКА (Coracias garrulus) может быть названа типичным представителем семейства. Ее легко можно узнать благодаря яркой зеленовато-голубой окраске оперения и быстрому, сильному и ловкому полету. Обычно ее можно видеть сидящей на толстой ветке растущего на опушке дерева, на телеграфном столбе, наконец, на стоге сена или на береговом обрыве. По земле она ходит довольно неуклюже, но не избегает ходить, так как питается главным образом наземными животными.

Обыкновенная сизоворонка размером примерно с галку. Точнее, длина крыла у нее 18—20 см, вес 180—200 г. Клюв у птицы сильный, сжатый с боков, у вершины слегка крючковатый. У основания клюва имеются жесткие щетиноподобные вибриссы. Крылья сильные. Первостепенных маховых 11. Хвост средней длины, обрез его прямой, рулевых 12. Ноги и пальцы сильные. Что касается расцветки, то голова, шея, брюшная сторона тела и верхние кроющие крыла зеленовато-голубые, спина рыжевато-коричневая, поясница и маховые перья темно-бурые, причем маховые с синеватым тоном на наружных опахалах. Хвост голубовато-синий, только средняя пара рулевых темно-бурая с синевато-лиловым налетом.

Распространена сизоворонка в Европе на север до Ленинграда и в Азии на восток до Западного Алтая и Кашмира. У северных границ ареала она очень редка и спорадична. На юг сизоворонка распространена до Персидского залива и Иордании, до северных берегов Средиземного моря, гнездится также в Северо-Западной Африке. Зимовать эта птица отлетает в Африку южнее Сахары.

Места, которые избирает для гнездования сизоворонка,— это лесостепи, открытые степи с отдельно стоящими деревьями или вовсе их лишенные, полупустыни; живет она и в пустынях, охотно придерживается культурного ландшафта. У северной границы распространения сизоворонка селится в разреженных сосновых борах и дубравах, охотно держится по вырубкам и гарям. Но вообще это не лесная птица; открытый, сухой ландшафт — вот где скорее всего ее можно встретить. Сизоворонки прилетают довольно поздно и к размножению приступают поздно. Держатся они обычно отдельными парами и устраивают гнезда на большом расстоянии одно от другого, хотя бывают и исключения. В зависимости от обстоятельств убежища для гнезда бывают разными. В лесной местности это почти без исключений дупла деревьев и пустоты пней, в степях — главным образом норы в обрывах и оврагах, в берегах рек, в трещинах зданий и колодцев, а иногда и в дуплах деревьев.

Норы, которые роют сами птицы, имеют длину около 60 см, с гнездовой камерой на конце. Подстилка в норе или дупле может быть и может отсутствовать. Во второй половине мая в южных частях ареала и в начале июня в белее северных местах птицы начинают откладывать яйца. Обычно бывает от 4 до 6 яиц, которые имеют правильную округлую форму и блестящую белую скорлупу. Средний размер яиц 35,4 X 28,4 мм. В течение лета птицы имеют только одну кладку. Как только отложено первое яйцо, птица приступает к насиживанию, которое продолжается 18—19 дней. Как у всех ракшевых птиц, птенцы рождаются голыми, они сидят в гнезде 26—28 дней, и все это время их кормят оба родителя. После вылета птенцов из гнезда семья держится некоторое время около своих гнезд, а потом начинает кочевать. Если поблизости есть какие-либо леса, то сизоворонки на ночь улетают туда.

Сизоворонки в основном животноядные птицы. Их главную пищу составляют различные крупные насекомые: медведки, кузнечики, саранча, жуки (особенно жужелицы, щелкуны). Собирается эта пища обычно на земле. Иной раз сизоворонки ловят добычу и покрупнее. Иногда они ловят ящериц, а в редких случаях могут схватись также лягушку, мелкого грызуна и даже птичку. Во второй половине лета сизоворонки охотнее всего держатся на убранных полях, вылавливая там в большом количестве прямокрылых. В конце лета эти птицы питаются также фруктами, в частности на юге нашей страны виноградом, но вреда это практически не приносит. Отлетает обыкновенная сизоворонка с первых чисел августа до октября. Первыми отлетают взрослые птицы, затем летят молодые.