Обыкновенный рябчик.Вид: Bonasa bonasia Linnaeus = Обыкновенный рябчик. Рябчик. Род: Bonasa (Tetrastes) Keyserling et Blasius = Рябчики. Семейство: Tetraonidae = Тетеревиные. Куриные, курообразные:Отряд: Galliformes = Куриные, курообразные: биология, экология, размножение, поведение, питание, враги

Вид: Bonasa bonasia = Обыкновенный рябчик

Вид: Bonasa bonasia Linnaeus = Обыкновенный рябчик

Читать : Обыкновенный рябчик

Обыкновенный рябчик — небольшая куриная птица размерами несколько крупнее голубя. Вес колеблется от 330 до 580 граммов. Длина тела 35—37 см.

Статус — гнездящийся оседлый вид. Летает мало, предпочитая бегать по земле. Взлетает с шумом, перемещаясь на небольшие расстояния. Держится обыкновенно парами.

Оперение рябчика рыжевато-серое с пестринами, или рябое (отсюда русское название вида). Внешне похож на других тетеревиных, но, в отличие от последних, плюсна у него оперена только на три четверти длины и покрыта внизу на передней стороне двумя рядами щитков, а пальцы голые. Крылья короткие, тупые.

Окраска оперения у самца и самки в целом похожа и состоит из смеси дымчатого и рыжего цветов с чёрными и белыми штрихами, пятнами и крапинами. Она настолько подходит к серому фону ветвей и стволов многих деревьев, особенно ели, обросшей лишайниками, что рябчик, прижавшийся к стволу или припавший к суку, становится совершенно незаметным. Этот приём используется рябчиками, прячущимися от охотников.

В зависимости типа леса, в котором встречаются рябчики, и соответствующего подвида этих птиц, общий тон их окраски представляет множество вариаций. Так, рябчик севера Европейской части России отличается общим дымчатым тоном своей верхней стороны, в Прибалтике и Польше к этому тону примешивается рыжий цвет, у рябчиков Центральной Европы общий тон становится рыжим, а у рябчиков, обитающих в Сибири, — более чистым серым.

Для самцов характерно чёрное пятно на подбородке и горле, хорошо выраженный хохолок и широкое красное кольцо вокруг глаз.

Распространение

Обыкновенный рябчик широко распространён в Евразии — от Скандинавского полуострова и Пиренеев на западе по лесной зоне Охотского побережья, Сахалина, Маньчжурии, Кореи, Северной Японии, Северной Монголии и Алтая на востоке.

Основные естественные места обитания на территории бывшего СССР — в лесной зоне от Карпат до Сахалина, включая леса северо-востока Европейской части, на Среднем и Северном Урале, в Зауралье, в средней полосе Сибири и на горных хребтах по её южным границам до Бурятии включительно. Отсутствует в лесах Кавказа и Камчатки.

На севере предпочитает сырой и густой хвойный лес, по южным же окраинам области своего распространения держится в смешанном чернолесье, в котором достаточно берёзы, ольхи и осины.

Образ жизни

Зимой рябчик питается почками и серёжками на ветках деревьев

Рябчики — жители лесов. Живут оседло, совершая короткие кормовые кочёвки. Основные корма летом и осенью — зелёные части растений, ягоды, семена и насекомые. Любят разрывать муравейники, чтобы достать коконы муравьев.

Зимой и весной питаются преимущественно почками деревьев и оставшимися лесными ягодами, особенно ягодами можжевельника. Зимой также кормятся на деревьях серёжками берёзы, ольхи и других видов. Ночуют в снегу. Спасаясь от морозов, зарываются в снег. Поэтому большое число рябчиков гибнет от замерзания в результате появления после оттепелей крепкого наста. То же самое наблюдается в неснежные зимы.

У рябчика имеется немало врагов, особенно куница, соболь и лисица из зверей и ястреб-тетеревятник из птиц. Представляют опасность беркут, орлан и филин. Особенно опасны хищники для молодых птиц и птенцов.

Размножение. Рябчики живут парами и гнездятся на земле

Рябчики образуют пары и селятся в сырых захламлённых хвойных (елово-пихтовых) или смешанных лесах. Там, где рябчиков много, в конце лета они нередко образуют небольшие стайки, но уже с осени снова разбиваются на пары.

Гнёзда строят на земле. Гнездом служит ямка, выкопанная в земле самкою под кустом, упавшим деревом или другим подобным же прикрытием и устланная травою, листьями и мелкими прутиками.

В кладке бывает от шести до восьми (реже — десяти) яиц, размером несколько крупнее голубиных и имеющих буровато-жёлтую окраску с редкими красно-бурыми пятнышками.

Самка насиживает яйца около трёх недель. На яйцах самка сидит часто так крепко, что позволяет взять себя в руки. В высиживании самец не принимает участия, но помогает самке во время ухода за птенцами.

Вылупившиеся птенцы уже через несколько часов выходят из гнезда, через несколько дней могут перепархивать. С трёхнедельного возраста птенцы уже ночуют на деревьях; через шесть недель достигают размеров взрослых птиц. Первое время они питаются насекомыми, в дальнейшем — растительным кормом.

Промысловое значение

Рябчик — ценная промысловая птица и один из самых многочисленных и широко распространённых представителей пернатой дичи. У него нежное белое мясо. Ежегодная добыча рябчика в России оценивается 5—6 млн штук.

Весною на рябчика охотятся с пищиком - дудочкою из гусиного пера или из птичьей ножной кости, реже из дерева и свинца. В начале весны манят голосом самца, а когда самки сядут на яйца, подманивают самцов голосом самки. Этот способ охоты очень добычлив. Лучше всего рябчик идёт рано утром, часов до 9, и затем часа за 2-3 до заката. Подманенный рябчик подлетает к самому охотнику, который стреляет в него, всегда сидячего.

Летняя охота на рябчика производится или без собаки, или с собакою, роль которой, впрочем, кончается, как только выводок найден. Вспугнутые с земли тем или другим способом рябчики обыкновенно не отлетают далеко, а поблизости же рассаживаются на деревьях и затаиваются, подпуская на выстрел высматривающих их охотников. В конце июля или в августе молодые рябчики также начинают идти на пищик, причём их манят голосом молодого же рябчика. Иногда пищиком пользуются только для того, чтобы по отклику определить место, где притаился рябчик на дереве.

Поздней осенью, когда выводки уже разбиваются, молодые хорошо летят на голос старого рябца. Всего больше добывают рябчика осенью, всевозможными ловушками: петлями, сидками, пастушками, колпаками, пружками, давушками и т. п.[3]

Осенью, а также ранней зимою на рябчика охотятся с загонщиками, от лёгкого постукивания которых по деревьям рябчики перелетают с дерева на дерево, пока не натолкнутся на стрелковую линию, где шум, производимый ими при полете, выдает их охотнику. В Сибири (на Алтае) наблюдалось массовое замерзание рябчиков в конце зим под снегом, куда они обыкновению забираются для ночевки. Это случается, когда внезапно наступивший после оттепели сильный мороз покрывает снег толстой ледяной коркой, из-под которой рябчики не могут выбраться. Пользуясь такими случаями, охотники отыскивают по некоторым признакам замороженные ночевки и добывают мерзлых рябчиков.[4]

Классификация

Обыкновенный рябчик подразделяется на 14 подвидов:

B. b. amurensis Riley, 1916 — амурский

B. b. bonasia (Linnaeus, 1758) — номинативный

B. b. gilacorum

B. b. griseonota

B. b. horicei

B. b. kolymensis Buturlin, 1916 — колымский

B. b. rhenana Kleinschmidt, 1917)

B. b. rupestris (Brehm, 1831)

B. b. schiebeli (Kleinschmidt, 1941)

B. b. sibirica — сибирский

B. b. styriaca (Jordans et Schiebel, 1944) — альпийский

B. b. vicinitas Riley, 1916

B. b. volgensis Buturlin, 1916

B. b. yamashinai (Momiyama, 1928)

В литературе[5] также встречается упоминание о сибирском подвиде В. b. septentrionalis Seebohm, 1890, который, по-видимому, соответствует подвиду B. b. sibirica, и имеется ревизия географической изменчивости рябчика, подтвердившая реальность выделения 11 подвидов — без gilacorum, griseonota и horicei, но включая septentrionalis (вместо sibirica).