Содержание степной, греческой и красноухой черепах. Черепахи: Содержание черепах: кормление, разведение, питание, повадки, поведение.Дикие животные в доме: домашние дикие животные

Содержание степной и греческой черепах

Читать : Особенности биологии и экологии черепах

Перейти в оглавление раздела: Содержание черепах

Сухопутные черепахи (Степная и греческая)

Оборудование помещения

К сожалению, сухопутных черепах чаще всего содержат дома, абсолютно не учитывая особенностей их биологии, считая, что им не надо создавать никаких особых условий. Достаточно просто пустить ползать по полу, время от времени давая еду. . Конечно, эти рептилии - существа на редкость выносливые и даже, обитая "под батареей" и многие месяцы отказываясь от пищи, все-таки живут… Однако, несмотря но то, что внешне они выглядят при этом абсолютно здоровыми, они очень-очень медленно умирают… Поэтому не будем доводить их до такого печального состояния, а сделаем для все, что необходимо для их нормального самочувствия.

В домашних условиях черепах лучше всего держать в специальном загоне с бортиками или в аквариуме площадью не менее 100 литров. На дно можно положить слой песка в 15-20 см, а еще лучше сено.

А чтобы ваши питомцы чувствовали себя не менее комфортно, чем на своей южной родине, нужно соорудить для них искусственное солнце. Для этого над одним из углов террариума подвесьте электрическую лампу мощностью в 100 вт с отражателем. Температура воздуха под "солнцем" должна быть не менее 35° С. А в "холодном" углу температура воздуха днем не должна падать ниже 20° С. На ночь лампу можно отключать. При таком устройстве террариума животные смогут сами выбрать себе нужный им в данный момент режим температуры. При необходимости они смогут хорошо прогреться, и только тогда будут хорошо себя чувствовать и нормально питаться.

Черепашью квартиру можно очень красиво декорировать камнями, а также растениями, размещенными подальше от лампы и подвешенными так, чтобы животные не могли их повредить. Влажность воздуха в террариуме нужно поддерживать за счет опрыскивания грунта. Фото

Питание

Каждый день черепахе весом до 500 г необходимо надо давать 30-40 г корма, состоящего на 80% из травы, зелени, овощей и фруктов, на 10% - из каши, и на 10% из мясного фарша и вареного яйца. Больше всего эти рептилии любят морковь, яблоки, капуту (которые хорошо мелко нарезать или натереть на терке) и сочные побеги не ядовитых растений - например листья одуванчика или салата.

Для нормального самочувствия с кормами необходимо давать различные минеральные добавки: толченую яичную скорлупу, глюконат, лактат или глицерофосфат кальция. Один раз в 10 дней хорошо бы добавлять каплю рыбьего жира или витаминной смеси - тривита. Можно также использовать продающиеся в магазинах специальные витамины.

Вновь приобретенные животные часто бывают малоактивными и отказываются от еды. Таких черепах необходимо "раскормить". Для этого им ежедневно предлагают красивый салат из листьев зеленого салата, хурмы, тертой моркови, яблока или груши, банана, зеленого лука и т.п. и чуть-чуть присыпают салат ванилином. Чтобы стимулировать пищеварение, полезно устраивать теплые ванны.

Черепахи могут долгое время прожить без воды, так как влагу они получают за счет сочных растительных кормов. Однако они с удовольствием пьют воду из поилки, которую необходимо вкопать в грунт, чтобы животное не повредило шею о ее края.

Особенности содержанияФото

Известно, что в природе зимой черепахи впадают спячку. В домашних условиях это вовсе не обязательно. Особенно, если вы не собираетесь их разводить. Однако если ваши питомцы бодрствуют всю зиму, их нужно облучать эритемно-уволиевой лампой не менее 2 раз за зиму.

Необходимость этого объясняется просто. Когда рептилия спит, обмен веществ у нее снижается, и ее не очень беспокоит дефицит ультрафиолетовых лучей, которые все живые существа получают от солнца. Если же черепахе приходится бодрствовать всю зиму, ей этого очень не хватает, ведь в обычных лампах ультрафиолета нет. А его нехватка может привести к уродливому искривлению панциря и челюстей (иногда даже бывает настолько сильное искривление челюстей, что черепахи не могут питаться!)

Продолжительность процедуры облучения нужно постепенно увеличивать от 1 до 5 минут в течение недели. Сеансы проводят через день, между сериями сеансов делают перерыв 10 дней.

Летом все гораздо проще - необходимо хотя бы раз в день выносить черепаху на солнце. Только важно сделать так, чтобы при необходимости она могла спрятаться в тени. Иначе она может перегреться.

Время от времени рептилий хорошо купать в теплой воде (26-30°С). Рекомендуется делать это раз в месяц. Продолжительность процедуры от 30 минут до 2 часов. Уровень воды должен быть таким, чтобы покрывал панцирь животного. После купания необходимо просушить черепаху полотенцем.

Иногда, особенно в период линьки, им рекомендуется теплая целебная ванна с питьевой содой (1 чайная ложка на литр), после чего кожу нужно обсушить и слегка смазать подсолнечным или оливковым маслом.

При хорошем уходе в неволе черепахи живут десятки лет. А известны даже долгожители, около ста лет прожившие в неволе.

Размножение

Необходимо помнить, что проведение спячки и размножения черепах под силу только опытным специалистам, а любителям этим кропотливым делом заниматься не стоит. Правда, первым размножения степных черепах в неволе добился именно любитель, но он был очень целеустремленным человеком и много лет занимался террариумистикой

При размножении черепах, им необходимо устроить зимовку с ноября по март при температуре 6-8°С, без освещения и при влажности около 70 %. Перед укладыванием черепах на зимовку и при выведении их из зимовки, температуру и освещенность следует изменять постепенно. За неделю до того, как начнете понижать температуру, следует прекратить кормление. При низкой температуре корма не усваиваются, и животное может погибнуть. После вывода из зимовки черепах облучают и кормят, добавляя в еду витаминные препараты, содержащие витамин "Е".

Когда самка отложит яйца, их следует поместить в инкубатор, в кювете с песком, и инкубировать при температуре 28-32°С. Через 61-63 дня вылупляются черепашата, которые начинают питаться по прошествии нескольких дней.

Средиземноморская (греческая) черепаха

В неволе эту черепаху содержат при температуре 26 – 31°С днем и 20 – 21°С ночью. Кормят разными овощами, фруктами, зеленью. Раз в неделю дают мотыль или кусочки мяса. В зимнее время она нуждается в спячке длительностью 2 – 3 месяца при температуре 3 – 8°С. Размножаются черепахи с мая по август. Спаривание происходит бурно. А.Г.Банников и Н.Н.Дроздов так описывают этот процесс у черепах в природе. Всюду на полянах и в лесу можно встретить брачные пары. Самки, стараясь уйти от надоедливых самцов, прячутся в кусты лоха, в гущу травы, а возбужденные самцы ударами щита и сильными укусами за задние ноги заставляют самок покинуть убежище. Они то забегают вперед, то пытаются влезть на самку. Во время акта спаривания самец широко открывает рот, напряженно вытягивает шею и издает сильные рычащие хрипы. Если одну самку преследует несколько самцов, что бывает довольно редко, то между самцами происходят драки. Разъяренные самцы хватают друг друга за голову, ноги, наносят порой серьезные раны, вырывая куски мяса вместе с твердой ороговевшей кожей. Когда наиболее сильному самцу удается взобраться на самку, остальные, несмотря на раны, сбивают его ударами своих панцирей, и борьба начинается заново. Так повторяется много раз, пока, наконец, не останется один наиболее сильный самец, которому и удается оплодотворить самку. Спаривание происходит до 8 – 10 раз в день, причем бывают случаи, когда одну самку оплодотворяют несколько самцов.

Длительность беременности 85 – 130 суток. Откладка 4 – 12 яиц длинной около 35 мм происходит с июля по сентябрь. За сезон может быть три кладки. Длительность инкубации про температуре 28 - 32°С составляет 58 – 102 дня. Самки становятся половозрелыми в 11 – 14 лет, самцы – в 5 лет.