Декорация. Озеленение. Укрытия для животных.Источник ультрафиолетового облучения. Система обеспечения водой и поддержания влажности. Вентиляция террариума, проветривание террариума. Устройство террариума.

Декорация. Озеленение

Перейти в оглавление раздела:Обустройство террариума

Читать дополнительно: Озеленение террариума

Декорация дает вам возможность превратить террариум в вашем доме в приятное дополнение к интерьеру. Использование различных декоративных элементов и материалов, способов их обработки позволяет придать более привлекательный вид террариуму в целом. Для отделки как лицевой панели, так и внутренних поверхностей террариума можно использовать самые различные декоративные материалы: различные пластмассы, бамбук, тростниковые циновки, ратанговые сетки, маты, плетенки, тонкие туфовые плиты, оструганные доски, обработанные морилкой и покрытые лаком, горбыль и т. п. Замечательные пластические качества таит в себе пенопласт, обработка которого режущими инструментами, электропаяльником или открытым огнем с помощью паяльной лампы с последующим покрытием эпоксидной смолой дает возможность создавать в террариуме самые причудливые искусственные рельефы.

Кроме того, декорирование позволяет скрыть бросающиеся в глаза элементы технического оснащения террариума — нагреватели, облучатели, терморегуляторы и т. д. Независимо от того, какие материалы используются при декорации, необходимо, чтобы они были удобны в работе, достаточно легки, не имели острых краев и углов, представляющих опасность для животных и человека, работающего с ними. Также недопустимо наличие мелких отверстий и узких щелей, снижающих эффективность дезинфекции и затрудняющих борьбу с клещами. По этой же причине важно, чтобы все декоративные элементы легко демонтировались и были устойчивы к воздействию горячей воды и дезинфицирующих растворов. Особое внимание необходимо уделять термоизоляции декоративных материалов и элементов в местах прохождения через них электропроводки или находящихся в непосредственной близости от нагревательных элементов. В настоящее время промышленность начала выпускать искусственные растения, имитирующие живые растения разных широт. Исскуственные растения позволяют достаточно успешно декорировать террариумы для рептилий при невозможности использовать в них живые растения.

Озеленение. Прежде чем конкретно говорить об озеленении террариума, отметим, что искусство выращивания растений дома более древнее занятие, чем террариумистика. По выращиванию комнатных растений в нашей стране в последние годы написано много высокопрофессиональных, но доступных широкому читателю книг (см. список рекомендуемой литературы в конце книги). Поэтому мы не будем разбирать условия, необходимые для выращивания тех или иных растений для террариума, ограничимся только определением функций растений в террариуме и основными принципами озеленения. Знание этих принципов позволит вам определить целесообразность озеленения вашего террариума и правильно выбрать растения, а также методы их посадки в каждом конкретном случае. После этого, обратившись к специальной литературе, вы получите исчерпывающую информацию о выращивании выбранных вами растений.

Итак, озеленение в террариуме может выполнять несколько функций. Основная из них — поддержание определенного микроклимата. Кроме того, растения после опрыскивания длительно сохраняют на себе капли воды, используемые для питья многими рептилиями, например хамелеонами и некоторыми гекконами. Для некоторых животных растения являются наиболее предпочитаемыми убежищами. И наконец, растения в террариуме имеют высокую декоративную ценность. Эти функции озеленения делают очевидным его целесообразность. Возможность озеленения зависит от животных, обитающих в террариуме. Практически бесполезно озеленять террариумы для содержания крупных ящериц и змей, так как растения в них будут попросту сломаны. В террариумах для сухопутных и аквариумах для пресноводных черепах, поедающих или вырывающих растения, также возникают сложности с их размещением. Именно в этих случаях, когда озеленение затруднительно, а все его функции могут быть с успехом выполнены с помощью других средств — вентиляции, опрыскивания и т. д., от него можно отказаться. Правда, существуют методы высадки растений, позволяющие озеленять террариумы и в таких случаях, о чем будет сказано далее. И, наоборот, в террариумах практически для всех амфибий, мелких древесных ящериц и змей, проводящих в листьях растений большую часть времени, озеленение необходимо. Эти примеры иллюстрируют прямую зависимость озеленения и выбора его методов от характера обитателей террариума.

Читать дальше: Выбор растений для озеленения террариума

Источник: Кудрявцев С. В. и др. Террариум и его обитатели: Обзор видов и содержание в неволе: Справочное пособие/ Отв. ред. и авт. предисл. д-р биол. наук, проф. B. Е. Флинт. — М.: Лесн. пром-сть, 1991. — 349 с.