Хорек, хорь, хорьки. Содержание, кормление хорьков. Фото хорька, хорьков. Разведение хорьков.

Размножение хорьков

Хотите больше знать о жизни хорьков в природе, об их друзьях и врагах, тогданажмите здесь: Хорьки

Читать о жизни и содержании куньих: ФУРО ; Содержание хорьков ; Роды и молодняк ; О хорьках и фуро

Половая зрелость у хорьков наступает в 7..12 мес. Самцы хорьков способны к плодотворным спариваниям до 5 лет. Самки, как правило, успешно размножаются ежегодно в продолжение 3...4 лет. Они отличаются хорошими материнскими качествами: охотно принимают и выкармливают также и чужих детенышей. По достижении половой зрелости у самок хорьков наблюдается характерная циклическая картина родовой деятельности: в каждом периоде полового цикла наступают определенные изменения в организме, и соответственно проявляется реакция на самца. У клеточного хорька половая охота бывает дважды в году. Это дает возможность ежегодно получать от самок до двух приплодов.

Половой цикл состоит из 4-х периодов: I - покой. 2 - до появления охоты, 3 - половая охота, 4 - после половой охоты. Начальный длится от окончания первой беременности (чаще всего во второй половине мая либо начале июня) до появления второй течки. В это время в половых органах зверей не наступает каких-либо изменений. Второй период (до половой охоты) продолжается около 10 дн. или несколько более. Как правило, в первой половине февраля яичники увеличиваются и постепенно созревают фолликулы. Слизистая влагалища и матки слегка налита кровью. Постепенно набухают половые губы, однако самки еще не проявляют признаков охоты. Спаривание наступает, когда у самок появляются половой импульс и готовность к случке. На четвертый период приходятся беременность, роды. В это время половые органы самки после родов возвращаются к нормальному состоянию.

Охота у хорьков, как и у других плотоядных пушных зверей, наступает весной, т. е. в период, когда световой день становится длиннее. Интенсивность покрытий чаще всего приходится на конец марта и первую декаду апреля. Некоторые самки хорьков поздних пометов (используемые впервые) приходят в охоту в конце апреля. Причем это нежелательно, так как от последующего позднего покрытия самок рождаются щенки в конце лета, которые хуже растут, а получаемая от них пушнина созревает только в феврале или даже марте. Кроме того, они не могут быть использованы для размножения.

Время появления охоты зависит от многих факторов: возраста самки хорька, длины светового дня, окружающей температуры. У хорьков старше 2...3 лет она в основном наступает раньше, чем у молодых, на 7 дн. и более. Кормление молодняка и подготовка его к размножению имеют оольшое значение на проявление охоты. Все самки, имевшие плохую упитанность перед сезоном размножения, неправильно кормившиеся, приходят в охоту позже. Причиной ее задержки могут быть различные болезни, особенно половых органов.

Гон у хорьков длится с марта по сентябрь. Начало течки у самок хорьков выявляют по изменению наружных половых органов, которые заметно увеличиваются в размере. Оценку их рекомендуют проводить по 5-балльной шкале: 1 - первые признаки, очищение петли от волоса; 2 - небольшое ее увеличение, набухание; 3 - дальнейшее увеличение и покраснение; 4 - максимальное увеличение петли, полное набухание и покраснение; 5 - спад напряжения половых губ, незначительное появление бледности. Охоту у самок можно определить также по влагалищным мазкам.

Подсадку самок к самцам начинают с 5 марта (независимо от состояния половых органов) каждые 2...3 дн. до течковых изменений петли в 3 балла. Затем во избежание ранних спариваний подсадку прекращают. Самку хорька вновь соединяют с самцом и допускают спаривание при петле в 5 баллов, т. е. на ее "спаде". Покрытие производят один раз в течение 2-х дней подряд. Самка обычно спаривается в 1-й период размножения через 7...14 дн. после начала изменений петли. В летний период течка у них наступает на 7... 10-й дн. после отсадки щенков. Если самка не спаривается, течка может продолжаться до 4...5 мес. До наступления сезона размножения необходимо строго контролировать упитанность животных. Чрезмерное их ожирение или исхудание можег быть одной из причин низкой плодовитости самок и пониженной жизнестойкости новорожденных.

За одним самцом хорька закрепляют 5 и более самок. Хорьки, в отличие от норок, спокойны, не агрессивны и не следует опасаться, что партнеры травмируют (покусают) друг друга при спаривании. Процесс случки длится у них от 15 мин до 2 ч. Больше всею покрытий приходится на утренние часы. Во второй половине дня самца можно снова "пускать в работу". Наиболее активным производителям ежедневно дают подкормку. Беременность у хорьков в среднем 42 дн. с колебаниями в 1...2 дн. Большее отклонение является исключением. В основном ни погодные условия, ни время покрытия не влияют на ее продолжительность. Перерыв в развитии зародышей (диапауза). который имеет место у норок, у хорьков не наблюдается.

Кормление самки во время беременности

К кормлению беременной самки хорька нужно относиться очень ответственно. Чем лучше будет рацион самки, тем лучше будет потомство. Беременную самку хорька кормят по следующему принципу: берем обычный рацион и умножаем на два. К чему прибавляем удвоенную дозу витаминов (в особенности А, D, E), минеральные добавки с повышенным содержанием кальция и фосфора, кисломолочные продукты, в которых преобладает кальцинированный творог. Живой корм также пойдет на пользу беременной самке. Так же не забывайте, что в этот период жизни вашей питомицы очень важно давать печень.

Если в период беременности аппетит у некоторых самок хорьков ухудшается, следует добавить в рацион тиамин (В1). Если же потребность в витаминах обеспечена, а состав рациона не может повлиять на аппетит самки, стремление искусственно повысить поедаемость корма приводит только к ожирению самок и повышению процента неблагополучных щенений.

В последние дни перед родами беременности у самок аппетит снижается, поэтому порцию тоже снижают приблизительно на 30%.

Недостаток основных витаминов в меню беременных животных может послужить причиной абортов и слабых щенков.