Уход за дикими птицами.Выхаживание пострадавших птиц и зверей. Содержание, кормление домашних животных. Фото. Разведение животных в неволе

Уход за дикими животными и птицами

Уход за дикими птицами

Птенцы. Если вам случится подобрать птенца, лежащего на земле, прежде всего попробуйте отыскать гнездо, из которого он выпал. Постарайтесь не ошибиться. Прежде, чем вернуть пичужку «домой», сравните ее с остальными обитателями гнезда.

Распространенное мнение, что птицы отказываются от своих птенцов после того как до них дотрагивалась рука человека, ничем не обоснованно, потому что пернатые не обладают острым обонянием.

Отогревание. Первым и наиболее важным делом, после того как вы принесли к себе найденную птичку, следует считать ее скорейшее отогревание, так как маленькие птенцы, оказавшиеся вне гнезда, чрезвычайно подвержены смерти от пневмонии. Вам понадобится бутылка с горячей водой или грелка. Если нет ни того ни другого, подойдет и обычная банка с горячей водой, и пластмассовые бутылочки из-под дезинфицирующих средств, шампуней. Крепко закройте крышку, заверните банку в бумагу, а рядом положите птенцов в предварительно сделанном из ткани искусственном гнезде. Чтобы к вашим маленьким питомцам поступало больше тепла, можно поставить и две банки по обе стороны гнезда. Хорошо разместить гнездо непосредственно над бутылкой или грелкой. Электрическая грелка — наиболее предпочтительный обогреватель, так как в ней постоянно поддерживается определенная температура.

Иногда кажется, что промерзшие птенцы не подают признаков жизни. Но стоит их достаточно обогреть, и они оживают.

Гнездо. Сооружение в домашних условиях гнезда для птенцов столь же важное условие их выживания, как и питание. Родители-птицы вьют чашеобразное гнездо, которое служит определенным целям — тельца птенцов поддерживаются в устойчивом положении; из такого гнезда они практически не могут выпасть, и, наконец, сбившись в кучу, малыши греют друг друга. Малые птенцы еще не могут стоять. Естественная их поза — ножки поджаты под тельце, а лапки расположены прямо под трудной. Таким образом, центр тяжести у них смещается назад, :в нижнюю часть туловища. Закругленные стенки поддерживают все тельце в полувертикальном положении. В подобном гнезде еттенец может лишь перемещаться между его стенками и поднимать голову для получения пищи. В таком положении он и должен находиться во время искусственного кормления. Если гнездо сооружено не по правилам, малыш может получить вывихи ног.

Помните об этом и никогда не оставляйте его в неудобном положении.

Если у вас на попечении находится много птенцов, рассадите их так, чтобы в каждом гнезде было не больше трех. Это значительно облегчит кормление и уборку. Птицы проявляют большую заботу о гигиене своего жилища. Птенцы тоже инстинктивно стараются поддерживать чистоту в гнезде, испражняясь на сторону. Птица-мать, по обыкновению, сама удаляет экскременты. При выращивании птенцов в неволе это будет вашей заботой. Проще всего очистить грязь с помощью тряпочки.

Превосходные гнезда можно соорудить, используя для этой цели небольшие пластиковые коробочки. Они значительно удобнее картонных и деревянных ящиков, так как их намного легче чистить. Обязательно сделайте отверстие — это позволит исходящему от грелок теплу циркулировать в гнезде.

Никогда не применяйте для сооружения гнезда тряпки, клочки бумаги или вату. Острые коготки птенцов легко вонзаются в подобную подстилку. Запутавшись в ней, птица может погибнуть. Не используйте для подстилки и свежую траву — вашим1 питомцам будет холодно и сыро. Ватой можно выстелить дно коробки, если сверху закрыть ее плотной тканью. Иногда на дна гнезда кладут поверх вощеной бумаги листы грубой бумаги.. Шершавость препятствует скольжению лап, а вощеная бумага предохраняет гнездо от сырости.

Никогда не заворачивайте птенца во что-то, в чем он будет стеснен в движениях. При необходимости накиньте поверх гнезда ткань, чтобы он мог укрыться под ней и свободно выкарабкаться, когда станет слишком жарко или тесно. Никогда не используйте старые птичьи гнезда. Как правило, они сильно загрязнены. А вы и без того достаточно повозитесь, вычищая места обитания ваших пернатых питомцев. Искусственное гнездо следует поместить в ящик с достаточно высокими стенками, которые будут препятствовать выпадению из него птенцов. Временами они будут карабкаться по стенкам гнезда (всегда находится такой любитель приключений), но даже если и упадут в подстраховывающий ящик, это не причинит им никакого вреда.

Никогда не подставляйте гнездо с птенцами для обогрева под прямые лучи солнца. Температура тела у них достаточно высока, поэтому они могут быстро перегреться и, не имея возможности выбраться из гнезда, погибнут. Вообще ни птица, ни зверек не должны выставляться на солнце до тех пор, пока они слишком малы и беспомощны, чтобы перебраться в тенистое место..

Искусственное тепло для птенцов нужно только на период пока они оперяются.

Хикман М., Гай М. Уход за дикими пернатыми и пушными.— М.: Лесн. пром-сть.— 87 с.