Книга рекордов Гиннеса. Физический мир. Книга рекордов Гинеса. Гинесса

Физический мир

Изотопы;Самое большое и самое малое количество изотопов;Олово и водород;Всего существует по меньшей мере 2670 изотопов. У олова (Sn) наибольшее количество изотопов - 38, а также и самое большое число устойчивых изотопов - 10. Наименьшее количество открытых изотопов у водорода (Н) - только 3.

Изотопы;Самый легкий и самый тяжелый изотопы;Водород и унубий-277;Самый легкий нуклид - водород 1 (Н1), или протий, а самый тяжелый - унубий-277 (Uu 277), открытый в феврале 1996 г.

Изотопы;Наиболее и наименее стабильные изотопы;Теллур-128 и литий-5;Самый стабильный радиоактивный изотоп -тел- лур-128 (Те 128), период полураспада которого равен 1,5х1024 лет. Наименее стабильный изотоп - литий-5, который распадается за 4,4х10-22 с.

Изотопы;Элементарная частица, открытая недавно;Лептокварк;В 1997 г. немецкими учеными было объявлено, что результаты 2 проведенных независимо друг от друга экспериментов указывают на существование новой неизвестной частицы лептокварка.

Изотопы;Самый тяжелый и самый легкий лептоны;Лептон;Предполагается, что у 3 нейтринных лептонов масса равна 0, в то время как самый тяжелый лептон, тау, имеет массу 1,777 ГэВ.

112 элементов;Наиболее распространенные элементы;Водород;Водород - самый распространенный элемент как во Вселенной (свыше 90%), так и в Солнечной системе (70,68%). Железо - самый распространенный элемент на Земле (36% массы), а свободный азот (N2) - самый распространенный элемент земной атмосферы (78,08% объема, или 75,72% массы).

Физический мир;112 элементов;Самые редкие элементы;Астат;Лишь 0,16 г астата (At) содержится в земной коре. Изотопа ас- тат-215 (At 215) в этом количестве только 4,5 нг.

112 элементов;Самые редкие элементы;Радон;Ра- дон (Rn) - самый редкий элемент атмосферы. По объему она состоит из него лишь на 6х10-18 частей, что эквивалентно 2,4 кг.

112 элементов;Самый новый элемент;Гезельшафт фюр Шверионенфоршунг;Самый тяжелый и самый новый элемент имеет номер 112. Он был получен в феврале 1996 г. в лабораториях института Гезельшафт фюр Шверионенфоршунг, Дармштадт, Германия. Его атомный вес равен 277, а период распада составляет 1/240-миллионную долю секунды.

112 элементов;Самый твердый элемент;Алмаз;Аллотроп углерода (С) алмаз имеет твердость, по методу Кноопа, 8400. Число Кноопа одного из самых мягких минералов, гипса, равно 40.

112 элементов;Самый пластичный элемент;Золото;1 г золота (Аи) можно растянуть в длину на 2,4 км.

112 элементов;Самый высокий предел прочности на разрыв;Бор;У бора (В) предел прочности при растяжении составляет 5,7 ГПа (5,7х109 Па).

112 элементов;Самый легкий и самый тяжелый газы;Водород и радон;При нормальной температуре и давлении (0ШС и 1 атм.) самый легкий газ - это водород (Н) (0,00008989 г/см3), а самый тя- желый - радон (Rn) (0,01005 г/ см3).

112 элементов;Точка плавления/кипения;Вольфрам;Среди металлов самые высокие температуры плавления и кипения имеет вольфрам (W) -3414ШС и 5847ШС соответственно. Графит -фор- ма углерода, при температуре 3704ШС сразу переходящая в газообразное состояние. Жидкий графит можно получить лишь при температурах, превышаю- щих 4730ШС , и давлении свыше 100 атм.

112 элементов;Самая низкая точка плавления/кипе- ния;Гелий;Гелий (Не) невозможно получить в твердом состоянии при ат- мосферном давлении. Условиями его получения являются температура -272,375ШС и минимальное давление 24 985 атм. Гелий также имеет самую низкую температуру кипения -268,928ШС.

112 элементов;Самая низкая точка плавления/кипе- ния;Ртуть;Среди металлов самые низкие температуры плавления и кипе- ния у ртути (Нg) -38,829ШС и -356,62ШС соответственно.

Предельные химические свойства;Самая сильная кис- лота;Пентафторид сурьмы;Самая сильная известная кислота -это 80%-ный раствор пентафторида сурьмы во фтористоводородной кислоте. Более слабый, 50%-ный раствор этой кислоты в 1018 раз сильнее, чем концентрированная серная кислота.

Предельные химические свойства;Самое горькое ве- щество;Бензоат и сахарид;Вещества, обладающие самым горьким вкусом, имеют в своей основе денатониевый катион и производятся промышленным пу- тем под названиями бензоат и сахарид.

Предельные химические свойства;Самое сладкое ве- щество;Талин;Талин, содержащийся в присемянниках (отростках, имею- щихся на некоторых семенах) растения катемфе (Thaumatococcus daniellii), обнаруженного в Западной Африке, в 6150 раз слаще 1%-ного сахарного раствора.

Предельные химические свойства;Вещество с самым резким запахом;Этилмеркаптан и бутил селеномеркаптан;Самым зловонным из 17 000 классифицированных до сих пор запахов обладают этилмеркаптан (C2H5SH) и бутил селеномеркаптан (C4H9SeH).

Предельные химические свойства;Самый сильный нервно-паралитический газ;VX;Этил S-(2-диизопропиламиноэтил) метил- фосфонотиолат, или VX, разработанный в 1952 г. на экспериментальном за- воде средств химической защиты, Портон-Даун, гр. Уилтшир, Великобритания, обладает в 300 раз более мощным действием, чем фосген (COCI2), при- менявшийся во время Первой мировой войны.

Предельные химические свойства;Самое смертоносное вещество, синтезированное человеком;TCDD;Вещество 2,3,7,8-тетрахло- родибензо-n-диоксин, или TCDD, - самый смертоносный из 75 известных ди- оксинов. Он в 150 000 раз ядовитее цианида.

Предельные химические свойства;Самый лучший аб- сорбент;Н-спэн;Н-спэн, или суперпоглотитель, наполовину состоящий из вещества, полученного из крахмала, на четверть из акриламида и на четверть из акриловой кислоты и обработанный железом, может впитать воды в 1300 раз больше своего собственного веса.

Предельные химические свойства;Наименее плотное твердое вещество;Кремниевые аэрогели;Кремниевые аэрогели являются наименее плотными твердыми веществами. Они состоят из крошечных многос- лойных силиконовых шариков и атомов кислорода, соединенных в длинные це- пи, которые отделены друг от друга воздушной прослойкой. Аэрогели, плот- ность которых составляла лишь 0,005 г/см3, были получены в Ливерморской национальной лаборатории им. Лоуренса, шт. Калифорния, США.

Предельные химические свойства;Самое жаростойкое вещество;NFAAR;В апреле 1993 г. было объявлено о создании сложного материала, получившего название NFAAR. Очевидно, он может временно вы- держивать температуру плазмы 10 000ШС.

Предельные химические свойства;Самые холодные атомы;Исследовательский институт JILA;Самый низкий показатель кине- тической энергии, или самые холодные атомы, был зафиксирован при темпе- ратуре 10 нК, т.е. 10 тысячемиллионных долей 1ШСвыше абсолютного нуля, в исследовательском институте JILA, Университет шт. Колорадо, США.

Предельные физические величины;Самая высокая тем- пература;Лаборатория физики плазмы;В 1994 г. в лаборатории физики плазмы Принстонского университета, шт. Нью-Джерси, США, была зафиксиро- вана температура 510 000 000ШС. В эксперименте использовалась дейтерие- во-тритиевая плазменная смесь.

Предельные физические величины;Самая низкая тем- пература;Хельсинкский технологический университет;Температура 280 пК (2,8 х 10-10 ШК, или 280 триллионных градуса) была зафиксирована в эксперименте с использованием ядерного размагничивающего устройства, прове- денном в Хельсинкском технологическом университете, Финляндия.

Предельные физические величины;Самая высокая температура сверхпроводимости;Лабораториум фюр Фесткернерфизик;Самая высокая критическая температура сверхпроводимости, которую удалось достичь на сегодняшний день, равна -140,7ШС. Этот результат был получен в Лабораториум фюр Фесткернерфизик, Цюрих, Швейцария, с использованием смеси оксидов ртути, бария, кальция и меди.

Предельные физические величины;Самый высокий критический ток в трубке;Хехште;Ученые в Хехште, Германия, открыли, что сверхпроводящая керамическая трубка диаметром 11 см может выдержать при температуре 77ШК ток силой 12 500 A.

Предельные физические величины;Самое маленькое отверстие;Мюнхенский университет;В июле 1992 г. в Мюнхенском университете, Германия, в поверхности, состоящей из молибдена дисульфида, были проделаны отверстия, диаметр которых соответствовал 3,16х10-10 м (3,16А).

Предельные физические величины;Самое горячее пла- мя;Субнитрид углерода;Субнитрид углерода (C4N2) может при давлении в 1 атм. гореть при температуре 4988ШС