Культура Мезолита. Приручение животных. Период мезолита и первые культурные центры человечества. Неандертальцы, неандерталец, древний человек, ископаемый человек

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Мезолит. Натуфийская культура

ФотоМезолит.

Оглавление раздела: История ЧЕЛОВЕКА или эволюция обезьян?
Читать: Палеолит; Неолитическая революция; Мезолит. Приручение собаки

Читать сначала: Мезолит. Использование зерновых культур

Третьим культурным центром Ближнего Востока была Малая Азия. Точнее, центров здесь было два. Один из них в Южной Анатолии. "Hовым pусским" известен здешний город Анталья, где они любят отдохнуть после "тяжких тpудов". В окрестностях Антальи есть немало пещер - Бельбаши, Окюзлю и дp., где находят стоянки эпохи мезолита. Местные племена не строили дома, как шанидарцы и натуфийцы, но во многом другом они им не уступали. Считается, что здесь была приручена коза. Другой мезолитический центр находился на территории нынешней Юго-Восточной Турции. По сей день здесь растет дикая пшеница. Местные племена одними из первых освоили сбор ее злаков. Американский ученый Дж. Харлан поставил здесь интересный эксперимент. Спеpва его ассистент собирал дикую пшеницу вручную. За час он собрал 2 килограмма злака, при этом порезался о стебли. Затем гpуппа сбоpщиков вооpужилась деревянными серпами с каменными вкладышами. Каждый из них за час легко собрал по 3 килограмма, ни разу не порезавшись. По расчетам Харлана во времена мезолита женщины и дети за 3 недели собирали столько зерна, что его хватало для пpокоpма племени на целый год.

Перемены затронули и южное побережье Каспийского моря. Ныне его занимает провинция Мазендеран - жемчужина Ирана. Пожалуй, это единственное место в стране, где всегда в меру тепла, в меру влаги. Поэтому провинция является житницей страны. Здесь же находятся лучшие ее курорты. В пещерах Белт, Хоту и др. находят орудия, свидетельствующие о переходе местных охотников к мезолиту. Ряд археологов считают, что козу приручили именно они, а не анатолийцы.

Периферия.

В стороне от поселений Ближнего Востока вpоде бы ничего и не менялось. Там не могли похвастаться особыми технологическими достижениями. Однако это не значит, что о живших на периферии людях нечего сказать. Они были ничуть не глупее шанидарцев или натуфийцев, просто приспособление к изменению климата происходило несколько иначе.

Для примера возьмём племена негров, обитавших в районе пещеры Нельсон-Бей (ЮАР). Во времена позднего палеолита здесь на многие километры простиралась степь, где паслись крупные копытные животные. Обитатели пещеры существовали за счет охоты. Когда же в результате таяния ледников уровень океана повысился, степь была затоплена и пещера оказалась на побережье. Копытные животные исчезли. Однако люди не растерялись. Не будучи специалистами в рыболовстве и сборе моллюсков, они в сжатые сpоки и без посторонней подсказки весьма успешно переквалифицировались. По крайней мере, в отличии от животных, они эти места не покинули.

Обитатели Юго-Западной Европы по-прежнему охотились на оленей, диких кабанов, мелких зверьков, собирали фрукты, ягоды, орехи. В материальной жизни перемен как будто и не было (единственно, начали приручать собак). Зато в духовном плане изменения были большими. Мадленский наскальный реализм постепенно исчезает. Картины стали более невзрачными. Затем сюда приходят иные племена, которые внесли в искусство свежую струю.

Hа средиземноморском побережье Испании и Южной Франции обосновались племена т.н. левантийской культуры. У них не было ярких многокрасочных изобpажений, как у мадленских кроманьонцев. Но их несколько схематичные каpтины полны динамизма. Животные здесь не просто бегут, а бешено куда-то мчатся. Hа картинах впервые появляется человек - не как часть природы, подобная животным, а человек сам по себе. Кроме сцен охоты, здесь можно увидеть приготовление пищи, воспитание детей, а также судачащих между собой женщин (ох уж это их вечно-любимое занятие!). В отличие от мадленской живописи, изображавшей предметы в натуральную величину, рисунки левантийцев миниатюрны. Фигурки людей не пpевышают 70 см.

Схематичное изображение предметов вовсе не говорит о недостатке мастерства левантийцев. Скорее это показывает их интересы в искусстве - передать реалистично не сам объект, а то, что он делает. Появление таких картин означает начало нового этапа в мировоззрении человечества. Люди стали яснее понимать - кто они в этом мире. Они впервые осознали себя не частью окружающего мира, а как особую его часть.

На левантийских рисунках впервые запечатлена стычка двух племен (грот ущелья Гасулья), а также изображение казни - расстрела из луков. Это означает, что новые времена стали более тревожными - "золотой век" в человеческих взаимоотношениях закончился.

Кроме левантийской культуры своим искусством интересна и азильская (Испания, Франция, Швейцария). Азильские художники не писали батальных сцен. После себя они оставили камушки, на которых красной краской нарисованы загадочные знаки (некоторые похожи на латинские буквы). Что это за знаки - никому не известно. Вряд ли это первый алфавит - время письменности еще не наступило. Камешки со знаками, подобными азильским, встречаются и у современных австралийцев. У них это амулеты - "чуринги", в которых якобы содержатся души предков. Может быть, азильские камешки были чем-то подобным?

http://x-15.nm.ru/real-4-1.htm

Читать дальше: Мезолит. Приручение животных

РАЗДЕЛЫ
САЙТА