Космо-Дамиановский монастырь, Православие в Крыму, Братья-близнецы святые Косма и Дамиан

9870 St Vincent Place, Glasgow, DC 45 Fr 45.

+1 800 559 6580

Крым

Космо-Дамиановский монастырь

Крым

Фото

История монастыря в начале ХХ века

...В начале мая 1899 г. владыка Николай приехал в Алушту. В его планы входило посещение Космодамиановской обители...

Встреченный в монастыре всей братией, преосвященный расположился в покоях настоятеля...

После служения последовало шествие преосвященного со всею братиею в трапезную “со славой”...

Между прочим, владыкой была высказана мысль, что на место мужского Космо-Дамиановского монастыря наиболее подходяще перевести женский монастырь”.

Мысль эту владыка Николай принялся немедленно воплощать в жизнь, и уже в июле 1899 г. епархиальным начальством был получен указ Святейшего Синода о преобразовании монастыря в женский.

Епископ Николай особое внимание обращал на выполнение обителями духа любви Христовой, и поэтому желал видеть при монастырях школы, больницы и богадельни. Он заботился о возвышении иноческого жития, в особенности об устроении женских обителей и усердно насаждал в Крыму женское подвижничество. Именно это и являлось основной причиной данной реформы.

Из Топловского Параскевиевского женского монастыря была переведена в Космодамиановский благочинная м. Варсонофия , назначенная игуменией. Двадцать пять насельниц во главе с монахиней Варсонофией переселились в бедную обитель у подножия Чатырдага. 31 июля 1899 г., по распоряжению Преосвященнейшего Николая, в Космодамиановский монастырь для передачи его настоятельнице матери Варсонофии выехали член Таврической духовной консистории священник Николай Шпаковский и секретарь консистории Н.Н. Николаев. 1 августа прочтением определения Св. Синода было сделано официальное объявление о преобразовании мужского монастыря в женскую обитель. Монахов разместили по другим монастырям Таврической епархии, преимущественно в Херсонесский, Балаклавский Георгиевский и Кизилташский. Бывший настоятель иеромонах Филадельф по его просьбе был перемещен в Корсунский монастырь. Временно для служения были оставлены иеромонах Гурий и иеродиакон Досифей. Впоследствии, по просьбе настоятельницы киновии, для совершения Богослужений были назначены иеромонах Инкерманской киновии Климент и иеродиакон Корсунского монастыря Антоний.

Прощание братии друг с другом и с монастырем было трогательным. Были монахи, десятилетия подвизавшиеся здесь: монах Феодосий 41 год прожил в Космодамиановской киновии, вся история обители разворачивалась на его глазах. Совсем еще молодым человеком поступил сюда о. Феодосий, а оставлял его глубоким старцем. Полуслепой монах Пахомий более четверти века прожил в монастыре. Для старых иноков эта перемена была большим ударом. Молодые же монахи и послушники расстались с обителью совершенно спокойно.

1 августа братия в последний раз соборне отслужила обедню и освятила новый прекрасный иконостас, заказанный в Москве для Космодамиановской обители ее известным благотворителем Н.Д. Стахеевым. Сразу после обедни все монастырское имущество было сдано по описи матери Варсонофии, и к вечеру 1 августа 1899 г. в истории Космодамиановского монастыря начался новый период.

Шестого августа, в праздник Преображения Господня, теплая монастырская церковь праздновала свой храмовый праздник. В этот день торжественное богослужение было совершено здесь впервые как в женской обители.

5 сентября 1899 г., в воскресенье, преосвященный Николай в сопровождении соборного протоиерея о. Александра Сердобольского прибыл к Космодамиановскую киновию. В этот день, при совершении литургии, настоятельница монастыря была возведена в сан игумении. При вручении жезла Владыка Николай день преподал архипастырское наставление новой игумении и всем насельницам преобразованной обители. “Пастыреначальник Христос, раздающий в Своей церкви звания и чины, - сказал Владыка, - призывает ныне, чрез мою мерность, и тебя, всечестная мать Варсонофия, к высшему для женщины служению в Своей церкви, возводя тебя на степень игумении сей обители... Отъемлет сей жезл от руки мужа и отдает в твои слабые реки... Приими же его как от руки Самого Господа и носи с достоинством, подобающим твоему сану! Что изрек Господь о сей обители ныне в пременении ее власти и состава - это для нас пока тайна; но, думаю, не ошибемся, если скажем, что и в сем случае, - как и в избрании Апостолов, - немощная мира избра Бог, да посрамит крепкая; для чего же? - Яко да не похвалится всяка плоть пред Богом (1 Кор. 1, 17, 29).

Да возрадуется же душа твоя о Господе, являющем к тебе и к сестрам твоим такую великую и богатую милость, и да будет радость ваша присно со всеми вами! Чем выше положение в обществе, тем оно труднее, - тем скорби и печали острее и глубже. И враг человеческий - диавол старается сеять раздоры и вражду вокруг да около, устремляя свои разженные стрелы в стоящего на верху; и зависть людская не оставляет в покое избранного и превознесенного, стараясь забросать его грязью и всякою нечистотою, - словом сказать, - сплетни, клевета. Осуждение - вот что в большинстве случаев ожидает людей, облекаемых высшей частью и высшей властью! Ко всему этому приготовься и ты, ибо и тебя, как и меня и другого не мимоидет чаша сия. Помни прежде всего, что Господь возвещает “горе” тем, кому все “добре” глаголют (Лк. 6, 26), и, напротив, всем гонимым за правду и поносимым имене Его ради - обещает Свое царствие. “Аминь, аминь глаголю вам, яко восплачетеся и возрыдаете вы, а мир возрадуется: вы же печальни будете, но печаль ваша в радость будет (Ин. 16, 20). Аще от мира бысте были, мир убо свое любем бы: яко же от мира несте, но Аз избрах вы от мира, - сего ради ненавидит вас мир (15, 19). - Во всех сих обстояниях и искушениях вооружись терпением. “И возвези печаль свою на Господа, ибо Он есть отмститель всяких неправд. Се бо есть угодно пред Богом, аще совести ради Божия терпит кто скорби, стражда без правды (1 Петр. 2, 19)! Чаще повторяй молитвенно псалом: “Боже, в помощь мою вонми ми” - и сама увидишь опытно, - как отрадно будет на душе после этого! - Сестер люби и будь благопопечительна о них, не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Петр. 5, 3). Пусть сестры твои идут к тебе, как дети к своей матери, разделят вместе с тобой и свои радости и свои печали, ища в тебе духовного назидания... Кратко сказать, все в обители вашей любовию да бывает!

Теперь к вам мое слово, сестры во Христе! Относитесь к своей матери-игуменье с любовью и послушанием, помня, что послушание, по слову Спасителя, паче поста и молитвы... Каково бы ни было “послушание”, вам даваемое матерью-игуменией - “чистое” или “нечистое”, - исполняйте его безропотно, ибо в нем есть путь вам и к нравственному совершенству, и к достижению Царствия Божия. В терпении вашем - стяжите души ваша, - скажу вам словами св. Апостола.

Обитель - то же, что улей. Как там есть матка и сестры-пчелки, так и в обители; как там каждая пчелка трудится не для себя только, но и для всех других, - так должно быть и здесь. Пчелки только в улей носят, но не из улья; так должно быть и у вас: все вы должны трудиться только во имя своей обители и для нее одной.

Не забывайте, и особенно молитвенно - и своей обители-матери - Топловской. Там вы все “полагали свое начало”, там всех вас возродили и духом. Любите же эту обитель, радуйтесь ее радостями и скорбите ее скорбями.

Да возрадуется душа твоя в сей день, мать игумения Параскева! Ведь все, что ныне совершается здесь, есть, по благословению Божиею, - собственно плод твоих долговременных неусыпных трудов, - плод твоего деяния на ниве Божией! Да будет же благословенно твое имя и здесь всегда, как оно благословляется в твоей - Топловской - обители ныне! Не прерывай своего духовного общения с сими сестрами и впредь, как не прерывала ты его доселе! В сем случае преподобный Сергий и его обитель пусть служат для тебя и твоих сестер достоподражаемым образом. И от обитель преподобного Сергия, как и от твоей, отходили целые дружины братий и основывали новые обители - и, однако, что же мы видим? Прекращались ли с этим их духовная связь, их общение?! Нет, напротив, они всегда поддерживались и самим преподобным, и его учениками. Читай истории обителей на севере России, и сама увидишь, как быть и тебе в сей обители в будущем!

Призри с небесе, Боже, и виждь и посети виноград сей, и утверди и, его же насади Десница Твоя. - Аминь”.

Под руководством игумении Варсонофии монастырь стал совершенно неузнаваем. Космодамиановская церковь и другие постройки были капитально отремонтированы. Для укрепления террасы, на которой стояла большая церковь, была возведена каменная подпорная стена длиной в 40 саженей. Были выстроены несколько новых келий, просфорня, хлебопекарня, мастерская, прачечная, амбар с закромами, сенник на 1000 пудов, две гостиницы на двадцать номеров для приезжих. В 1913 г. в честь 300-летия царствования Дома Романовых была отреставрирована часовня над источником.

Увеличился личный состав монашествующих сестер. Всюду соблюдалась безукоризненная чистота, бедным богомольцам пища отпускалась бесплатно. Все свое время монахини посвящали молитве и работе, отдыхая только несколько часов в сутки, да и то с перерывами для молитвы. За общей для всех трапезой для сестер читались жития святых. Хозяйственных работ было множество: на кухне, хлебопекарне, просфорне, огороде и на скотном дворе. Монахини сами шили церковные облачения, одежду и обувь для сестер. Некоторые учились ткать ковры, вышивать и плести кружева. Почти все сестры, особенно бедные, получали все необходимое для жизни от монастыря. Богослужение совершалось со строгим соблюдением церковного устава при пении прекрасного хора из сестер. По вторникам, кроме обычной службы, был акафист св. чудотворцам Косме и Дамиану, а по субботам - Божьей Матери. Ежедневно читался псалтырь с поминовением всех записанных в монастырском синодике. Особенно торжественно совершались воскресные и праздничные богослужения, на которых, по возможности, присутствовали все сестры монастыря. Четыре монахини постоянно поддерживали чистоту и порядок в храме. В монастыре имелась иконная лавка, где по доступным ценам продавались иконки, образки, крестики, книги и брошюры духовно-нравственного содержания, открытки с видами монастыря и пр.

Но монастырю требовались новые кельи, нужен был капитальный ремонт деревянной церкви Преображения Господня и часовни над источником. Деревянная колокольня была готова рухнуть. При монастыре не было бани и водопровода. Для богомольцев надо было построить хотя бы навес, ведь число их в храмовые праздники и во время крестного хода из Севастополя доходило до тысячи, и многим приходилось ночевать под открытым небом.

Космодамиановский монастырь был очень беден, существуя только на пожертвования богомольцев, на небольшие доходы от подворья монастыря в Симферополе и от хутора “Порывай” в с. Григорьевке Перекопского уезда, в 100 верстах от монастыря. Этот хутор - щедрый дар благочестивой православной души - был пожертвован монастырю в 1878 г. севастопольским купцом Григорием Петровичем Порываем. Состоял он из 200 десятин земли. Там же находилась приписная к монастырю каменная церковь во имя Трех Вселенских Святителей. На хуторе были возведены необходимые постройки для живущих и работающих там сестер, приобретено сельскохозяйственное оборудование, устроен артезианский колодец.

В 1907 г. в Симферополе открылось Космодамиановское подворье, находившееся на полпути от хутора, что было очень удобно при перевозке урожая в монастырь и при поездках по делам хуторского хозяйства. Это подворье, которое жители Симферополя называли “монашеской церковью”, ныне не существует.

Космодамиановская киновия была одной из самых уважаемых и любимых обителей Крыма, в летнее время к ней тянулись вереницы богомольцев. Неоднократно посещали киновию и российские императоры. Отдельная запись из архива консистории сообщает, что “киновия эта в октябре месяце 1873 года два раза была осчастливлена посещением Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича, а в 1880 году в третий раз киновия была осчастливлена посещением Их Императорских Высочеств Государя Наследника Александра Александровича вместе с Государыней Цесаревной Мариею Феодоровною, ныне Божию Милостию мирно и мудро царствующих, где они изволили пробыть с 14-го по 18-е октября”. Царская чета прожила эти несколько дней в скромном домике монастырского настоятеля. 25 октября 1911 г. монастырь посетил Николай II, молился у источника св. Космы и Дамиана и пил святую воду.

В 1870-х годах по указу Александра III неподалеку от Космодамиановского монастыря был выстроен царский охотничий домик. С 1910 г. к царскому домику, а, следовательно, и к монастырю, стали прокладываться улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. В 1913 г. был организован заказник императорских охот в Крыму.

Несколько раз Космодамиановский монастырь посетил классик украинской предоктябрьской литературы М.М. Коцюбинский. Он был поражен красотой окружающей природы, а вот сам монастырь показался революционно настроенному писателю “гадким пятном, зловонной кучей навоза”. Видимо, каждый видит то, что хочет. При этом писатель проявил поразительную неэтичность намерений, собираясь “поступить в монастырь на некоторое время для наблюдения, стать послушником, надеть подрясник, ходить в церковь, есть и спать вместе с братией. Но это мне не удалось: как раз в том году Козьмодемьянский монастырь превратили в женский, о чем я узнал, приехав туда. Намерение не осуществилось, погиб и сюжет для повести, и с отчаяния я написал лишь “В грешный мир”, небольшую новеллу, на основании материала, собранного за короткое время... пребывания в монастыре”. Остается только порадоваться, что обстоятельства не позволили писателю основательно очернить крымскую святыню. Правда, частично это ему удалось в новелле “В грешный мир”, написанной в 1904 г. и одобренной легальной большевистской прессой.

Сюжет новеллы прост и неправдоподобен. Четыре молодые послушницы, собирая малину для игуменьи, съели несколько ягод. Разъяренная игуменья изгнала послушниц из монастыря. По дороге в город девушки успокоились, ощутили великую радость бытия, и, сбросив с себя монашеский гнет, устремились к мирским радостям и счастью “свободной” жизни. В связи с этим нелишне вспомнить слова знаменитого старца-подвижника Феофана Новоезерского: “Сатане весьма противна смиренная монашеская жизнь. Он хочет, чтобы мы были горды, прекословны и ропотливы; и в ком успеет выполнить волю свою, того из монастыря выводит в мир в прежнее состояние, и, наконец, совсем погубляет”. С художественной стороны новелла написана ярко, талантливо, пером большого мастера - великолепные описания окружающей монастырь природы, тонкие сравнения. С реальной же точки зрения, несмотря на то, что Коцюбинский был именно писателем-реалистом, произведение крайне слабо. По Коцюбинскому, монастырь населяли злобные истерички, полусумасшедшие эротоманки, жадные ханжи. В пылу очернительства писатель не пощадил никого, в результате произведение получилось весьма тенденциозным и обнаруживает незнание специфики монастырского уклада. Чего стоит факт изгнания из монастыря послушниц просто так, по прихоти игуменьи! Этого просто не могло случиться, так как для этого нужно было решение консистории, причем одна из послушниц была уже рясофорной, т.е. получившей от настоятельницы благословение носить рясу и клобук. Это одна из ступеней к пострижению, и не каждая из послушниц этого удостаивалась. Печально, когда талант приносится в жертву ложным идеям: одаренный писатель не нашел для святого места ничего, кроме комьев грязи.

В 1920 г., вскоре после установления советской власти в Крыму, наступил последний, самый тяжелый и горький, период жизни монастыря. Январский 1918 г. декрет об отделении церкви от государства успешно осуществлялся и на полуострове. Национализация монастырей Крыма проводилась с начала 1920-х годов, а к середине 20-х обозначилась тенденция к полной их ликвидации. За 1922 г. в Крыму было ликвидировано 74 церкви разных культов, а также 4 монастыря, 3 находились в стадии ликвидации. В Космодамиановском монастыре была устроена колония инвалидов имени Калинина, существовавшая до 1924 г., после чего инвалидов перевели в новую колонию, бывший Кизилташский монастырь. Вместе с инвалидами на новое место перевезли монастырский инвентарь и около 3 тыс. пудов дров. Из монахинь же была организована артель, где числилось 42 человека. Церкви были опечатаны, но практически монахини продолжали жить монастырской жизнью.

В 1923 г. Советом Народных Комиссаров РСФСР был издан декрет “О Крымском Государственном заповеднике и лесной биологической станции”. Президиум КрымЦИКа постановил: “Косьмо-Дамиановский монастырь со всеми постройками передать Крымскому заповеднику. Артели монашек, проживающих в настоящее время там, разрешить остаться до 1-го апреля 1924 г.” Руководство заповедника потребовало удалить с его территории колонию инвалидов, мотивируя это тем, что на территории заповедника никто, кроме его персонала, не должен проживать. Именно поэтому КрымЦИК передал бывший монастырь заповеднику и предложил Народному комиссариату социального обеспечения перевести инвалидов в другое место. Монахинь руководство заповедника не тронуло, о чем немедленно было доложено высшему руководству. В июне 1924 г. в докладной записке наркому В.С. Брезовскому работник НКСО Н. Вегнер сообщал: “Инвалиды переведены, а вот монашки там остались, и как видно, и не думают оттуда уходить, ибо заповедник им отпустил земли для огорода и поляну для засева огорода. Кроме этого, хотя на одной из церквей и находится печать, но печать не установленного образца и ключи церковных дверей находятся у монашек. Но этого мало: монашки устроили новую церковь там. Для этого в бывшей просфирной они устроили престол, алтарь и т. д., происходят новые пострижения, рукоположения и т.п.

Исходя из всего вышеизложенного, я предлагаю довести до сведения СНК и Кр.ЦИКа, что, во-первых, постановление о ликвидации бывш. Косьмо-Демьяновского монастыря Алуштинским церковным столом не исполнено, и во-вторых, что заповедник, когда говорил, что на территории заповедничества никто из посторонних не должен проживать - лгал. С инвалидами и НКСО он не мог жить, а с монашками жить может. Они ему не мешают, и он им дает землю под обработку”.

Видимо, не только монахини противились закрытию монастыря. Ялтинский РИК в мае 1925 г. жаловался в Центральное административное управление Крыма: “Церковный Стол ЯлтРИКа сообщает, что в делах бывшего Косьмо-Дамиановского монастыря, ныне находящегося в ведении Крымгосзаповедника, имеется отношение ЦАУ-Кр. от 8.IV-24 г. о ликвидации 2-х храмов Косьмо-Дамиановского монастыря и выселении монахов. Однако, б. Алуштинским райисполкомом указанное в отношении не было исполнено и монашки в числе 20 человек продолжают проживать в своих кельях при монастыре, где также проживает иеромонах Романченко Павел, находящийся на службе в Крымгосзаповеднике, монашки же образовались в трудовую артель”.

Однако, пришел конец и этому. Преображенская церковь была использована для устройства клуба Крымзаповедника, в Космодамиановском храме открылся естественно-исторический музей, а в часовне с купальней предполагалось устроить инкубаторий для вывода мальков форели. Один из советских путеводителей по Крымскому заповеднику сообщает нам: “В годы гражданской войны монастырь был прибежищем контрреволюции. После освобождения Крыма от врангелевцев и интервентов до 1923 года монастырь существовал под видом “монашеской трудовой артели” и имел тесную связь с татарскими контрреволюционными националистами. При ликвидации монастыря здесь было найдено много оружия и боеприпасов”. Думается, комментарии излишни. Монахини были вынуждены покинуть монастырь, и только Господь знает, какая судьба постигла последних насельниц Космодамиановского монастыря. Святой Серафим Саровский говорил: “Мерзок пред очами Божиими смрад грехов мирских людей, но небрежность монахов еще отвратительнее. Жена, не сохранившая верности мужу своему, делается для него ненавистною; так и душа, обручившая себя Небесному Жениху, и вознерадившая потом о Нем, поправшая обеты свои, будет иметь одну участь с Иудою предателем”. Но не было среди монахинь предателей, и до самых последних дней любимой обители оставались сестры верны.

http://orthodox.sf.ukrtel.net

РАЗДЕЛЫ
САЙТА