Сумчатые кроты. Сумчатый крот. Notoryctidae Ogilby, Сумчатые кроты

Род: Notoryctes = Сумчатые кроты

Вид: Notoryctes typhlops Stirling 1889 = Сумчатый крот

Вид: Notoryctes caurinus Thomas, 1920 = Малый сумчатый крот

Фото Род: Notoryctes = Сумчатые кроты

Внешне оба вида сумчатых кротов очень похожи и различаются, помимо некоторых особенностей строения тела, в первую очередь размерами - один достигает в длину около 20, второй - 15 см.

Зато от других сумчатых эти животные отличаются очень сильно. Для двух видов пришлось учредить отдельное семейство (Notoryctidae).

У сумчатых кротов крепкое вальковатое тело, заканчивающееся маленьким (около 2 см) коническим хвостиком. Шкурка этих зверьков удивительно красива - мягкая, густая, необыкновенного золотистого или розовато-коричневого цвета, переливающаяся подобно красивому драгоценному камню. Короткие мощные лапы хорошо приспособлены для копания. На передних особенно выделяются два больших треугольных лопатообразных когтя на третьем и четвертом пальцах. Задние конечности имеют столь вывернутые подошвы, что пятый (внутренний) палец оказывается снаружи. Голова у этих зверьков небольшая. На верхней стороне носа располагается роговой щиток, позволяющий раздвигать мордой песок, не царапая кожу. Глаз у сумчатых кротов нет - от них остались только лежащие под кожей и мышцами скопления пи Фотогментных клеток. И ни хрусталика, ни зрачка, ни даже зрительного нерва. Но при этом отлично развиты протоки слезных желез - их секрет орошает носовую полость зверей и препятствует загрязнению ее частичками грунта.

Наружных ушных раковин у сумчатых кротов тоже нет, но под мехом имеются небольшие (около 2 мм) слуховые отверстия.

Сумчатый крот обычно не роет глубоких нор, а как бы "плавает" у поверхности песка, раздвигая грунт головой и передними лапами и отбрасывая его назад задними лапами. При этом хода-тоннеля за движущимся животным не остается, но на поверхности песка появляется характерный тройной след.

Таким способом сумчатый крот перемещается в песке удивительно быстро и проворно. Один исследователь еще в начале XX в. сообщал, что попытался догнать отпущенного им зверька, сначала роя за ним почву руками, потом лопатой... Потом ему на помощь пришли еще двое человек с лопатой - и все-таки они упустили крота.

" Плавая " в песке, сумчатый крот периодически "выныривает", видимо, чтобы провентилировать легкие, а иногда может проползать определенное расстояние и по поверхности земли. Но пищу - червей, земляных насекомых и их личинок, он добывает в основном под землей. Сумчатый крот очень прожорлив, и если не спит, то охотится.

Как мы уже говорили, обычно сумчатые кроты глубоких нор не роют, но в ноябре, незадолго до появления потомства, самки вырывают в грунте относительно глубокие норки. Сумка у мамы-кротихи двухместная, разделенная специальной перегородкой. Так что у этих зверьков на свет появляются, скорее всего, два малыша, которые висят на сосках каждый в своем отсеке. Однако подробности личной жизни этих скрытных животных, так же как и особенности их физиологии, пока мало известны ученым. Лишь недавно были проведены первые исследования на зверьке, содержавшемся в лаборатории. Причем прожил он в неволе всего 5 недель - сначала чувствовал себя неплохо и активно поедал личинок насекомых (от взрослых насекомых и мелких позвоночных отказывался), а потом вдруг престал есть и вскоре погиб. Но за это время ученым удалось получить интересные сведения о его биологии.