Золотые [калабарские] потто, медвежьи маки, арктоцебусы. Arctocebus, Золотые [калабарские] потто, медвежьи маки, арктоцебусы, ангвантибо

Род: Arctocebus = Золотые потто, медвежьи маки

Род золотых потто, или медвежьих маки = Arctocebus Gray, 1863

Размеры средние. Длина тела от 23 до 30 см. Хвост снаружи едва заметен. Голова с относительно удлиненной, заостренной мордой. Глаза и уши крупные. Второй палец на передней конечности редуцирован почти полностью, так что снаружи от него остается лишь небольшой выступ.

Волосяной покров довольно длинный, густой и мягкий. Окраска его золотистая, красновато-золотистая, желтовато-бурая на спинной стороне и светлая, почти белая на брюшной. Лицевая часть головы более темная, чем спина. Как и у предыдущего рода, мозговая коробка уплощена, орбиты небольшие.

Обитают в крупных лесных массивах. Экология изучена слабо. Питается, по-видимому, беспозвоночными и мелкими позвоночными животными, а также, вероятно, и растительными объектами.

Распространение охватывает западные районы Центральной Африки: Камерун, Нигерию на север до границы леса и на запад до р. Нигер.

В роде до последнего времени признавался единственный вид: золотой потто, или медвежий маки, — А. саlabarensis J. Smith, 1860.

Вид: Arctocebus aureus Winton, 1902 = Золотой ангвантибо (потто)

Золотой ангватибо или потто, Золотой ангватибо, golden angwantibo, Golden potto golden angwantibo = Arctocebus aureus Winton, 1902. Свое название «золотой» вид получил из-за золотистой (желтой) окраски своего меха. Ранее золотой ангватибо значился в категории как подвид Arctocebus calabarensis aureus, однако недавно была признана видовая самостоятельность золотого ангватибо и он выделен в самостоятельный вид Arctocebus aureus.

Золотой ангватибо обитает Камеруне, Конго и Габоне. Золотой потто является эндемичным видом западной экваториальной Африке, будучи найденным к югу от реки Sanaga и на запад и к северу от речной системы Камеруна.

Золотой потто обитает в тропических и субтропических лесах, предпочитая местности, где есть упавшие деревья, а также невысокие деревья. Этот вид живет как в первичных, так и вторичных лесах, встречается на сельскохозяйственных плантациях.

Их морда более узкая, чем у других близких видов, а наряду с их округлыми ушами, во многом у потто создается подобная для медведя внешность. Золотой потто имеет укороченный хвост. Указательный палец уменьшен. Второй палец на каждой ноге функционирует как чистящий коготь. Этот вид имеет мигательную перепонку, которая уникальна для приматов.

Золотой потто покрыт на спинной стороне и по бокам мехом красновато коричневого цвета и желто-красноватым на брюшной стороне. На морде имеется белая линия, проходящая от брови к носу.

Средняя длина тела вместе с головой - 24,4 (23-30) см, хвоста 1,5 см. Вес: между 266 и 465 граммами, вплоть до 0.5 кг

Пища: Золотой потто больше других видов является насекомоядным. Диета его состоит на 85% из животной добычи и на 14% из растительной пищи, в основном различных плодов.

При этом золотые потто поедают даже насекомых с горьким и едким вкусом, которые не поедаются другими насекомоядными животными. Основу рациона составляют гусеницы чешуекрылых, жуки, муравьи. Перед поеданием гусениц, потто вытирают их рукой, проводя вдоль тела гусеницы, таким образом удаляя большинство волосков, которые могли бы вызвать раздражение их слизистой.

Поведение: Вид большей частью был изучен в Габоне, но некоторая информация по его экологии собрана и в других частях ареала.

Этот вид ведет уединенный образ жизни, предпочитает подлесок и нижний ярус, занимая лесной ярус на высотах между 5 и 15 метрами в плотном подлеске, предпочитая проводить большую часть времени на лианах и небольших ветвях деревьев. Золотой потто спит на деревьях с плотной кроной.

Золотой потто - четырехпедальный «альпинист». Четвероногое передвижение достаточно медленное и осторожное, при этом три лапы при передвижении всегда удерживают опору. Золотой потто большей частью перемещается по веткам малого диаметра из-за своей мелкоты, поэтому 40% их путей пролегает по веткам диаметра меньше чем 1 сантиметр и 52% - между 1 и 10 сантиметром. Отдыхая, золотые потто могут снизу висеть на ветвях.

Обонятельная коммуникация. Самцы при помощи секрета своих желез, а нередко и мочой, метят самок находящихся в эструсе. Они однократно или многократно натирают ее шерсть секретом своих половых желез или наносят на нее несколько капель мочи. Резкий запах потто издают при сильном волнении и обеспокоенности.

Осязательная коммуникация. Для укрепления социальных контактов животные чистят мех друг друга, используя зубцовый скребок и язык.

Поведение антихищника. Золотой потто сжимается в шар, удерживая рот открытым. Если потто атакован хищником, то он кусает его в морду, не позволяя приблизиться. Младенцы прочно прикрепляются к шерсти своих матерей, когда они потревожены. Они способны прикрепиться к меху их матери или ветвям деревьев как только открываются их глаза.

Хотя движения золотых потто медлительны и очень осторожны, сою добычу они способны поймать быстрым молниеносным движением лап.

Социальная структура: Самцы имеют участки, которые частично перекрывают участки нескольких самок (2-3).

Вокальная коммуникация. Характерен детский контактный вызов: младенец испускает "щелкащие" и "цикающие" звуки. Этот вызов используется, чтобы помочь малышам собраться в единую кучку. Аналогичный цикающий звук издает и самка, привлекая детенышей к себе. "Хриплое рычание" перевязка издает когда индивидуум атакован другим животным. Звуки, напоминающие "щебетание" зверек издает, когда ощущает боль.

Золотой потто – размножается раз в году. Сезон рождения для золотого потто с середины сухого сезона до начала влажного сезона, который соответствует периоду от января месяца до апреля.Самец спаривается со всеми самками, с которыми перекрываются их территории. В период спаривания самец и самка подвешиваются на ветви дерева задними частями тела друг к другу и так происходит спаривание.

Спаривание происходит у золотого потто только в заключительном эстральном цикле самки. Самки сигнализирует о своей готовности к спариванию самцу принятием особой позы с опущенной вниз головой и поднятым кверху тазом.

Длительность беременности - с 131 до 136 дней.После рождения детеныш плотно прикрепляется к шерсти на брюхе матери, где находит и надежное укрытие от врагов, и постоянное питание. В пределах трех - четырех месяцев молодежь отнимается от груди. Когда малыш подрастает, самка нередко оставляет его на ветке дерева, пока сама отправляется в поиски за добычей. В возрасте около шести месяцев подросший детеныш оставляет свою мать, и еще через два месяца он становится полностью зрелым.

Половое созревание: 8-10 месяцев. Продолжительность жизни: до 10-13 лет.

Главная угроза существованию вида – потеря и деградация места обитания в связи с развитием сельского хозяйства.

Популяция/статус сохранения: Категория угрозы IUCN: низкая степень угрозы существованию вида.