Мадагаскарская руконожка, ай-ай, айе-айе. Daubentoniidae Gray, 1870 = Руконожки, руконожковые айе-айе (ай-ай)

Ай-ай, или руконожка

Вид: Ай-ай, или руконожка = Daubentonia madagascariensis

Вероятно, из всех млекопитающих, включенных в «Красную книгу», ай-ай самое замечательное и, конечно, одно из самых редких животных, над которыми нависла серьезная опасность исчезновения. Daubentonia madagascariensis — единственный доживший до наших дней представитель не только рода, но и семейства, и теперь в диком состоянии их осталось едва ли больше пятидесяти особей. Из других представителей семейства нам известен всего лишь один ископаемый вид (вероятно, из голоценовых отложений последних 10 000 лет постплейстоценового периода) — Dau-bentonia robusta. По общему облику он сходен с ай-ай, только гораздо крупнее. Остатки его найдены на юго-западе Мадагаскара. По всей видимости, животное еще существовало в то время, когда появился человек, и исчезло, должно быть, не без его помощи. Осман Хилл рассказывает, со слов других людей, что примерно в 1930 г. один французский чиновник видел якобы в руках местного жителя в районе Суалала шкуру ай-ай очень больших размеров. Она вполне могла принадлежать одному из последних уцелевших животных этого исчезнувшего вида.

Мадагаскарская  руконожка, ай-ай, айе-айе

Трудно вообразить себе что-нибудь менее отвечающее нашим привычным представлениям о приматах, чем ай-ай, так что вполне понятно, почему Гмелин, впервые описавший зверька в 1788 г., через восемь лет после того, как тот был открыт Соннера, решил, что он близок к белкам, и определил его как грызуна. Долгое время велись споры о его систематическом положении, и только почти через сто лет, в I860 г., Оуэн наконец установил, что это отклонившийся от общего ствола тип лемура, и выделил его в новое семейство.

Ай-ай произошел от общих с индриидами предков и сохранил многие признаки первобытных приматов. Это похожее на белку животное величиной с крупную кошку, у него жесткая прямая шерсть черного или темно-бурого цвета и длинный пушистый хвост. Как и у других приматов, большой палец на его ступнях противопоставлен остальным четырем, хотя на кистях такого противопоставления, в сущности, нет. Ногти на больших пальцах плоские, а на остальных когтеобразные.

Обращают на себя внимание его изогнутые, как у грызунов, резцы, очень крупные в сравнении с размерами черепа и отделенные от коренных зубов значительным промежутком, так как после смены молочных зубов клыки не сохраняются из-за непрерывного роста постоянных резцов.

Существует много других интересных особенностей внутреннего строения ай-ай, включая и его череп, по виду похожий на беличий, но по строению такой же, как у приматов. Головной мозг ай-ай сравнительно велик, но устроен очень примитивно и имеет некоторые особенности, указывающие на связь между приматами и другими млекопитающими.

Но самая поразительная черта ай-ай — его специализированные передние конечности, а именно очень длинный и тонкий третий палец. Палец этот и такие же, как у грызунов, резцы — приспособление к питанию насекомыми, главным образом всякими древоточцами и их личинками. Соннера и другие исследователи писали, что у ай-ай хорошо развиты обоняние и слух, позволяющие ему обнаружить личинку в древесине. Определив, в каком она месте, животное начинает стучать по дереву кончиком длинного пальца, как дятел стучит клювом, прогрызает резцами отверстие и средним пальцем извлекает личинку. Очевидно, в его меню входят также птичьи яйца и растительная пища. Говорят, что он поедает сердцевину бамбука, подгрызая молодые побеги, а также сахарный тростник и разные плоды, извлекая из них мякоть средним пальцем. Этим универсальным орудием он расправляет свой мех, почесывается и вообще приводит себя в порядок. Занимаясь своим туалетом, животное повисает иногда на ветке, зацепившись за нее задними конечностями, наподобие дори, а когда утоляет жажду, опускает в воду средний палец и быстро обсасывает его.

У ай-ай большие, хорошо развитые глаза, как и полагается ночному животному. Живет он в одиночку или парами в густых лесах или бамбуковых чащах, днем спит, прикрыв голову передними лапами и окутавшись хвостом. В сумерки зверек становится очень активным и прыгает беспрестанно по веткам, как и все лемуры. Обычно он безмолвен, но изредка издает крик, который Ламбертон в 1911 г. сравнил со звуком, когда металлом скребут о металл. Соннера взял для зверька малагасийское слово ай-ай — так местные жители передают звук этого странного ночного крика.

О размножении ай-ай известно мало. Видимо, самка рождает одного детеныша. В развилке дерева она устраивает для него из скатанных листьев гнездо, выстланное прутиками и сухой листвой и с узким входным отверстием. Диаметр такого гнезда более полуметра.

Многие полуобезьяны не могут вынести перемены обстановки, но ай-ай хорошо приживается в неволе. В Парижском зоопарке животное прожило восемь лет, в Лондонском — девятнадцать и в Амстердамском — двадцать три. Однако мы не знаем случаев размножения зверька в неволе.

Встречается ай-ай только в северо-восточных прибрежных лесах Мадагаскара, между Антала-хой (к северу от Маруанцетры) и Манандзари. Когда-то животные были распространены гораздо шире: всего сто лет назад они, по-видимому, обитали во всей восточной части острова. Соннера получил свои первые экземпляры с северо-западного побережья, где изолированная группа животных существовала, вероятно, между Амбилубе и Аналала-ва, но с 1932 г. из этого района не поступало никаких сообщений. Однако в 1967 г. на полуострове Ампасиндава (район, где ай-ай прежде не числился) побывал Петтер и узнал, что ай-ай там еще сохранился, хотя и в ничтожном количестве.

Осман Хилл говорит, что местные жители относились к аи аи с суеверным ужасом, так как думали, что в них вселяются души предков. Если животному случалось попадать в капкан, его всегда освобождали. Но теперь, когда так много тради-циОнных верований предано забвению, кое-кто из местных жителей убивает зверьков, считая их предвестниками смерти, а многие всеми силами стараются отогнать их от кокосовых плантаций, которым они якобы причиняют вред.

Остров Мадагаскар отличается очень разнообразной и благодаря давней изолированности от Африканского материка совершенно уникальной флорой и фауной. Значение их для науки неоценимо. Среди всех животных мира мадагаскарские полуобезьяны составляют одну из самых интересных групп, их потеря была бы катастрофой для зоологии. Однако судьба полуобезьян уже поставлена под сомнение, и самая близкая гибель грозит руконожке.

После второй мировой войны значительные участки девственного леса на острове уступили место плантациям экзотических деревьев или были уничтожены вырубкой и выжиганием под посевы и пастбища. Значительная часть диких животных на Мадагаскаре охраняется законом, однако никакой закон не может возместить потерю естественных мест обитания, в особенности такого строго специализированного животного, как ай-ай. Прибрежные леса исчезли почти полностью, и, хотя на острове учреждено два национальных парка, двенадцать резерватов дикой природы и двадцать пять лесных резерватов (с промышленной эксплуатацией), ай-ай не встречается ни в одном из них. Даже уже существующие резерваты подвергаются нападкам промышленных монополий, лицемерно утверждающих, что экономическое развитие страны несовместимо с «охраной бабочек».

Без сохранения естественной растительности животные Мадагаскара не смогут выжить. Основная причина исчезновения ай-ай — гибель лесов. В той или иной мере опасность угрожает почти всем животным Мадагаскара, но первыми исчезнут, конечно, птицы и лемуры, имеющие слишком ограниченный ареал.

В 1956—1957 гг. Жан-Жак Петтер обследовал лес Амбато-Маламо в провинции Таматаве и обнаружил там руконожек. После его экспедиции было предложено превратить часть этого леса (140 га) в резерват. К сожалению, власти решили провести через лес железную дорогу, и ай-ай моментально исчезли.

Наконец, в защиту животного выступил Международный союз охраны природы, поддержав предложение доктора Петтера превратить в резерват островок Носси-Мангабе в бухте Антонжиль и преградить к нему доступ. Предложение это теперь осуществлено. Местные жители считают остров священным, и поэтому его естественная растительность, такая же как на самом Мадагаскаре, осталась нетронутой. В 1967 г. Андрэ Пейриера выпустил там четырех самцов и пять самок ай-ай, отловленных на главном острове. Кажется, это единственная надежда предотвратить скорую гибель руконожки. В том же году состояние выпущенных и хорошо прижившихся животных было проверено представителями Международного союза. Они рекомендовали обследовать в самое ближайшее время лес на западе полуострова Масуала и выяснить, есть ли там руконожки. Если есть, к Малагасийскому правительству обратятся с просьбой учредить на этой территории еще один резерват.

В 1967 г. Андрэ Пейриера держал у себя (на Мадагаскаре) молодую пару руконожек. В настоящее время это единственные содержащиеся в неволе животные.