Мадагаскарская руконожка, ай-ай, айе-айе. Daubentoniidae Gray, 1870 = Руконожки, руконожковые айе-айе (ай-ай)

Ай-ай, или руконожка

Вид: Ай-ай, или руконожка = Daubentonia madagascariensis

...Руконожки ай-ай обитают в зарослях дождевых лесов, однако встречаются и в засушливых лесах на восточном побережье. . Ай-ай живут в густых зарослях и на крупных ветвях и стволах деревьев.

Главный хищник - человек, Homo sapiens, который убивает их на мясо и за суеверий. Для многих сельских жителей Мадагаскара услышать голос руконожки ай-ай считается плохим предзнаменованием.

Продолжительность жизни руконожек на воле точно неизвестна, но в зоопарках они живут довольно долго, до 26 лет. Естественные враги не известны.

В рационе ай-ай основу составляют насекомые и их личинки. Белковый рацион они дополняют сердцевинами кокосовых и других орехов, нектаром, древесным соком, птичьими яйцами и различными плодами и побегами растений..

Мадагаскарская руконожка, ай-ай, Daubentonia madagascariensis

В зоопарках они исключительно редки. Здесь их кормят молоком, медом, разными фруктами и птичьими яйцами.

Поведение: Руконожки ай-ай - типичные ночные животные. Они не любят и боятся дневного света. При восходе солнца они забираются в дупло или в гнездо и укладываются спать. Гнездо обычно сооружается на высоте около 10-15 м над землей в месте раздвоения ветки. Гнездо является сложной структурой из переплетенных прутьев и побегов и вероятно требуется до 2-4 часов, чтобы сконструировать его. Новое гнездо ай-ай сооружают каждые несколько дней. Интересно, что каждый зверек делает по несколько дневных убежищ и в разное время ими пользуются разные руконожки. Как и лемуры, они спят свернувшись в клубок, мордочку кладут между ног и сверху накрывают голову хвостом. С заходом солнца айе-айе пробуждаются и начинают активную жизнь, лазая и прыгая по деревьям, тщательно исследуя все отверстия и щели в поисках пищи.

Во время ночной активности они тратят на поиски пищи и кормление 80% ночного времени. В обнаружении добычи у ай-ай участвует слух - его большие, подвижные уши-локаторы могут улавливать вполне тихие звуки, издаваемые личинками при движении внутри растительных тканей, возникающие как ответная их реакция на выстукивание. Специальными исследованиями было установлено, что при поиски невидимой добычи руконожки используют эхолокацию. Только в ее основе лежат звуковые волны, распространяющиеся не в воздухе, а в толще дерева и возникающие при простукивании. Ответные изменения характера вибрации каким-то образом улавливаются зверьком.

Установив место нахождения личинки, ай-ай своими мощными резцами прогрызает кору дерева, а потом запускают внутрь длинный палец, снабженный острым когтем. Руконожка извлекает обнаруженную добычу, наколов ее на коготь своего тонкого пальца. Кокосовые орехи обычно потребляются ай-ай, когда другие плоды им недоступны. Кокосовый орех обычно поедается непосредственно на дереве, и aй-ай обычно выберет незрелые орехи. Незрелые кокосовые орехи имеют больше сока и мякоть у них не такая толстая. Для начала она прогрызает волокнистую область, затем начинает грызть орех. Своими резцами ай-ай проделывает круглую дырку 3-4 сантиметрами в диаметре, на что уходит около 2 минут. Затем она вставляет свой вытянутый третий палец, добирается до сока, выпивает его а затем приступает к поеданию мякоти, быстрыми движениями направляя ее ко рту. Почти вся мякоть удается выскоблить из ореха ай-ай, сам же кокосовый орех остается висеть на дереве.

Яйца, манго и авокадо потребляются таким же образом, как кокосовые орехи, используя третий палец, чтобы вычерпывать содержимое яйца. Потребляя манго и авокадо, aй-ай использует как третий, так и четвертый пальцы, как ложку, чтобы вычерпывать содержимое. При извлечении мякоти, индивидуум, обычно, время от времени меняет руки используемые для извлечения лакомства.

Aй-ай любопытна и показывает необычную степень неустрашимости по отношению к людям. Были известны случаи, когда дикие ай-ай беспечно прогуливались по деревенской улице или неожиданно появлялись из никуда в тропическом лесу, чтобы понюхать и исследовать лежащие мотыги.

Некоторые ученые считают, что ай-ай занимают на Мадагаскаре ту же нишу, что и дятлы в других районах Земли.

Социальная структура: Руконожки ай-ай - территориальные животные, владения самцов составляют 100-200 га, самок 35-40 га. Участки самцов и самок частично могут перекрываться. Держатся поодиночке и парами - самец и самка во время ухаживания в брачный период, или мать с детенышем. В группе самка лидирует и первой выбирает пищу.

Ай-ай делает на своем участке гнезда, которые размещаются на расстоянии в среднем около 9 метров друг от друга.

Социальная игра наблюдается между младенцем и матерью и состоит из игровых нападений, борьбы, преследования, и сопровождаются чириканьями. Взаимная социальная игра впервые наблюдается, когда младенцу исполняется 13 недель от роду, и именно детеныш инициирует большинство игровых встреч. Однако и мать иногда активно провоцирует к игре малыша своими внезапными нападениями или поддельными выпадами.

Как самцы, так и самки, обычно, спариваются с несколькими партнерами. В период эструса между самцами возникает соревнование за обладание самкой. Самцы пытаются устранить своих конкурентов с территории, где обитает готовая к спариванию самка.

Беременность продолжается примерно 170 дней. Размножаются руконожки довольно медленно, так как самка приносит детеныша раз в 2-3 года. Для малыша она устраивает на дереве из листьев специальное большое гнездо, диаметром около 50 см и с боковым выходом, которое она выстилает мягкой подстилкой.

Новорожденный покрыт редким мехом и имеет в длину около 16 см. Младенцы рождаются с глазами, которые имеют зеленый цвет пока им не исполнится 9 недель.

Уши у младенца висячие, пока они не достигнут пятой недели - тогда они становятся прямо. Волосы на лице и плечах бледнее, чем у взрослого животного. На теле младенца имеется два различных слоя волос, один расположен близко к телу – он темного или серого цвета; и есть длинные волосы находящиеся выше этого слоя. Вершина головы, спина, конечности и хвост младенца имеет более темные цветные волосы, чем остальная часть тела.

Материнским молоком маленький ай-ай питается около 7 месяцев. В природе детеныши становятся самостоятельными в возрасте 7 месяцев, но в условиях содержания самка продолжает ухаживать за ним все время, пока они остаются в одной клетке.

Самцы, живущие по соседству с родившей самкой иногда разделяют с младенцем продовольствие, как например кокосовый орех.

Развитие детеныша идет постепенно: стоять на двух и начинает спускаться с дерева в 10 недель, лазить на четырех и стоять – в 11-12 недель, ходить по веткам - в 12-16 недель, бегать по ветвям в 28 недель, и бегать по земле в 34 недели.

Младенец вначале может только лезть вдоль нижней стороны ветви; он не в состоянии держать баланс находясь сверху ее. Замечено, что младенец не показывает полные взрослые локомоторные образцы пока не достигнет 9 месяцев от роду. Но и после перехода на самостоятельное питание малыш еще довольно долго держится с матерью: самцы - примерно до одного, а самочки - до двух лет.

Для увеличения численности ай-ай разводят в неволе, с тем, чтобы позже возвращать их в природу.

Нет брачного сезона, спариваются в любое время года. Некоторые исследователи отмечают, что детеныши чаще появляются в октябре-ноябре.

Половое созревание: Половой зрелости достигают к возрасту 2 лет (в условиях содержания).

Так как естественных лесов, в которых жили руконожки, практически не осталось, они переселились на плантации кокосового ореха. А там их, естественно, стали убивать как вредителей, хотя раньше местные жители относились к зверькам с большим почтением, считая, что в них вселяются души умерших.

К 1972-1974 гг. в береговых лесах на востоке и северо-западе острова оставалось всего около 50 особей ай-ай.

По инициативе Международного союза охраны природы на территории Мадагаскара было создано 16 резерватов для спасения руконожки. И хотя для полного спасения они нуждаются в гораздо более тщательной охране, численность животных начала постепенно расти. К 1994 г. их уже насчитывалось около 1000. Первая колония руконожек была создана в центре приматов при Дьюкском университете в США. Вторая была основана в 1990 г. в зоопарке на острове Джерси, созданном Джеральдом Дарреллом. Еще четыре колонии руконожек сейчас существуют в зоопарке города Сан-Франциско, в Винсеннском зоопарке в Париже и в двух зоопарках на острове Мадагаскар.