Черноголовый уакари. Cacajao melanocephalus Humboldt, 1811 = Черноголовый уакари. Уакари, лысый уакари, черноголовый уакари, саки короткохвостые. Cebidae Swainson, 1835 = Цепкохвостые [капуцинообразные] обезьяны, капуцины, капуциновые, цебиды

Вид: Cacajao melanocephalus = Черноголовый уакари

Вид: Cacajao melanocephalus Humboldt, 1811 = Черноголовый уакари

Читать дополнительно: Лысый уакари

Черноголовый уакари, Black-headed uakari: Cacajao melanocephalus Humboldt, 1812 .

В 1964 черный уакари был известен только из узкой полосы лесов, расположенных вдоль Рио-де-Жанейро Негра и на коротком участке до впадения реки Branco в Marabitanas. К 1987 году было установлено их обитание в лесах вплоть до 500м в Колумбии и Венесуэле. В настоящее время признано существование двух видов уакари - оба, обитают в пределах бассейна Амазонки.

Черноголовый уакари найден в северной части амазонского бассейна, в Колумбии и Венесуэле. Его ареал в общем ограничен на севере реками Гуавьяре и Ориноко, на востоке рекой и Рио-де-Жанейро Branco, на юге реками Амазонкой и Жапура, и на западе рекой Apaporis.

Уакари необычны среди обезьян Нового Света тем, что длина их хвоста существенно меньше, чем длина их головы и тела (хвост составляет треть от длины тела), что необычно для приматов, ведущих древесный образ жизни. Тело уакари покрыто длинными волосами, но их головы лысы, полностью лишены шерстного покрова. Фото

Для вида характерна незначительный половой диморфизм по размеру. Зубная формула: 2:1:3:3 на верхней и нижней челюстях. Резцы у этого вида узкие и вытянутые. Коренные зубы простые с низкими коронками. Самцы имеют большие клыки и низкий первый зуб-premolar.

Окраска шерсти изменчива, чаще всего имеет крановато-коричневые тона. Длина тела - 40-45 см, длина хвоста - 15-18 см. Масса тела колеблется от 2.4 до 4 килограммов, в среднем - 2,935 г. Уакари демонстрируют легкий половой диморфизм, самцы и самки составляют в среднем 3,160г и 2,710г соответственно.

Продолжительность жизни: О долговечности этих животных в природе информации нет, но одна особь прожила в неволе около 20 лет.

Голос: вокальная коммуникация представлена несколькими звуковыми сигналами. Так чирикание служит, чтобы поддерживать контакт между членами группы во время движения по лесу и/или при поиске пищи и кормежке. Нередко можно услышать икоту: это звуки издаваемые в сериях (2-20) и имеют среднюю продолжительность 35 миллисекунд и основную частоту от 425 герц до 1.65 килогерца.

Черноголовые уакари живут большей частью в болотистых прибрежных лесах с толстой плотной кроной, а также в периодически затопляемых лесах вплоть до 500 м над уровнем моря.

Черноголовые уакари является прежде всего фруктоядным видом, но также поедают семена, играющие важную роль в их диете, побеги растений и насекомых. На земле они подбирают и поедают недавно упавшие семена, которое в значительной степени остаются несъеденными из-за отсутствия больших наземных млекопитающих.

Подвид Cacajao melanocephalus melanocephalus потребляет преимущественно семена Cunaria sp. (Euphorbiaceae) , плоды Manilkara sp. (Sapotaceae) и Mauritia flexosa (Palmae), который имеют относительно толстые раковины, семена незрелых плФотоодов Manilkara sp..

Подвид Cacajao melanocephalus ouakary потребляет незрелые семена Eschweilera sp., плоды Gomphiluma gomphifolium (Sapotaceae), Swartzia polyphylla (Papilionaceae), Aldinia latifolia (Caesalpiniacaeae), Manilkara surinamensis (Sapotaceae), и Гевеи (Euphorbiaceae).

В Колумбии самым главным видом фруктов, потребляемых этим видом - Eschweilera sp. В течение сухого сезона черноголовые уакари потребляют большое количество гусениц совки. В это же время они вынуждены мигрировать далеко из своих лесов из-за низкой урожайности фруктов в них. В Бразилии самым главным фруктовыв видом деревьев является Micrandra spruceana. Этот вид важен потому, что незрелый плод на нем встречаются в течение более длинного периода времени, по сравнению с другими видами: 8 месяцев против 3 месяцев.

В Бразилии и уакари потребляют 89% плодов, 5% цветков, 4% растительных материалов (побеги, черешки, цветки), и 2% насекомых и других членистоногих. В качестве пищи служат цветки преимущественно только трех видов растений: Pachira insignis, Eschweilera atropetiolata, и Eperua leucantha, при этом последний вид – наиболее предпочитаемый. Черешки Monstera adansoni и bromeliads составляют большинство потребленных листовых материалов.

Из членистоногих отмечено преимущественное поедание муравьев, пауков, саранчи, зеленых кузнечиков.

Поведение: Черноголовые уакари - древесные и дневные приматы. Если в условиях неволи, в зоопарках, они обычно медлительны, малоподвижны и безмолвные в условиях зоопарка, но в природе они проворны и активны, способны к прыжкам на расстояние свыше 6 метров.

Черноголовые уакари двигаются через лес при помощи разнообразных методов: квадрипедально (с использованием четырех конечностей), скачками, четырехногим карабканием, и прыжками с верхних опор на более низкие. Когда уакари необходимо двигаться быстрее, они используют галоп или связывающую походку. В этих видах четвероногого передвижения задние конечности двигаются вместе как одна единица. Перед совершением прыжка уакари требуется приобрести инерцию, которая достигается раскачиванием назад и вперед на ветви дерева. Взрослые самцы слишком тяжелые и поэтому они не могут совершать прыжки также как самки и молодые животные. Черноголовые уакари могут перемещаться и бипедально (на двух задних конечностях), но при этом поверхность должна быть относительно плоской, и это поведение чаще всего наблюдается на земле. Двуногое передвижение чаще всего происходит в течение юношеских игр.

Обонятельная коммуникация: половое обнюхивание (одна особь изгибается и наклоняется вниз, обнюхивая гениталии другого) – это поведение используется при приветствиях.

Визуальная коммуникация в форме демонстраций поз и половых органов в сочетании с громкими шумами, служат защитной позой угрозы, которое выполняется особями обоих полов разных возрастов. Виляние хвостом из стороны в сторону часто демонстрируется приконфликтах из-за мелочей и при уходе.

Социальный уход: когда один индивидуум чистит шерсть другого, обычно убирая мертвую кожу и паразитов. Это поведение используется, чтобы укреплять социальные обязательства в пределах группы.

Социальная структура: Черноголовые уакари наблюдались как в небольших группах (по 4-10 и более особей), так и в больших отрядах вплоть до 100 особей. В Колумбии было установлено, что средние размеры группы для этого вида составляют 20-30 индивидуумов. В колумбийских группах уакари то стремятся разделиться на небольшие группы, во собираются вместе, чтобы образовать большие отряды из многих десятков особей (до 100 и более). При этом маленькие группы образуются когда фрукты и пропитание дефицитно, а большие отряды встречаются, когда есть изобилие плодов.

Отряды очень непостоянны по составу и количеству особе, и очевидно включают более чем одного взрослого самца. Наблюдения свидетельствует о том, что такой вид социальной организации позволяет виду более эффективно и экономично использовать имеющиеся пищевые ресурсы.

Размножение: Детальных описаний процесса размножения нет. По-видимому оно протекает аналогично тому, как оно описано у лысого аукари.

Уакари имеет неразборчивую систему спаривания. Самки стимулируют самцов к спариванию, выделяя обонятельные сигналы (половые ферромоны). При этом нет никаких внешних проявлений во вступлении самки в период эструса.

Ритуал спаривания начинается с обнюхивания и/или, облизывания гениталий самок. Если самка не восприимчива, она будет пытаться убежать или демонстрировать агрессивное поведение с самцом. Восприимчивые самки иногда натирают анально-генитальную область о ветви деревьев, чтобы привлечь к себе самцов. Восприимчивые самки часто становятся на четвереньки с поднятым хвостом, сталкиваясь с самцом.

Самец взбирается на самку и в течении примерно пяти минут спаривания, как самец, так и самка делают тазовые толчки, которые чередуются с отделенными паузами. После спаривания самец обнюхивает гениталии самки и обязательно участвует в социальном уходе. Повторное спаривание может происходить с промежутками от половины часа до нескольких часов, пока самка восприимчива. В течение периода времени восприимчивости самки, она может спариваться как с одним и тем же самцом, так и с различными самцами.

Самки обычно рождают ночью. Матери сначала носят своего младенца на брюшной стороне, но, по мере его взросления (между третьим и четвертым месяцем) мать перемещает младенца для переноса на спинную сторону. Матери - единственные взрослые, кто занимается транспортировкой младенцев.

Самки непрестанно нянчат своего детеныша пока он достаточно не окрепнет и подрастет. Время к отниманию от груди - 3-5 месяцев, именно в этот период они начинают есть мягкие плоды и другую пищу, потребляемую взрослыми.

С мая по октябрь размножаются уакари, находящиеся в неволе в Северном Полушарии. бычно самки рождают одного детеныша. Возраст половой или воспроизводительной зрелости у самок в среднем 3 года; у самцов – 5-6 лет.

Черноголовые уакари включены в число животных, которым угрожает опасность по спискам USDI, IUCN, а также в Приложение 1 CITES.

Этот вид имеет два подвида и каждый имеет их собственную отличительную окраску шкуры:

• Cacajao melanocephalus melanocephalus: У этого подвида голова, борода, затылок, руки, ноги, грудь и мантия, черноватые по окраске. Спина – красновато-коричневого цвета, а живот или черноватый подобно груди, или красновато-коричневого цвета. Этот подвид найден в верхнем течении Orinoco-Casiquiare в Венесуэльской Амазонке и в районе бразильско-венесуэльской границы.

• Cacajao melanocephalus ouakary: У этого подвиде голова, борода, затылок, руки, ноги, и грудь черноватые по окраске. От мантии до плеч золотистый цвет шерсти, а основа волосков - черная. Спинная сторона имеет бледно-апельсиновый или апельсиновый окрас, нижняя сторона и бедра имеют или красновато-коричневый, или каштановый цвет. Живот этого подвида красновато-коричневый или апельсиновый или иногда черноватый подобно груди. Встречается этот подвид в восточной Колумбии и в Бразилии в бассейнах рек Solimoes, Araca и к северу от реки Japura-Solimoes.

В настоящее время уакари живут исключительно в Южной и Центральной Америке, но их окаменелые остатки обнаружены и на Больших Антильских островах. Окаменелости простираются в прошлое к позднему Олигоцену, где их предки представлены родом Branisella.

Составитель ь :

Евстафьев И.Л. , правообладатель " Мир Животных "

Все материалы предназначены для использования в познавательных целях. При использовании в письменных ученических, студенческих и т.п. работах обязательна ссылка: Сайт "Мир животных", http://www.zooeco.com.

Запрещаетсяетсяполное или частичное воспроизведение статьи без письменного разрешения правообладателя при подготовке печатных изданий или Интернет-страниц на любых сайтах.