Белолобый капуцин. Cebus albifrons Humboldt, 1812 = Белолобый капуцин. Обыкновенный [белоплечий, белогрудый] капуцин. Cebus Erxleben, 1777 = (собственно) капуцины.

Белолобый капуцин

Отряд: Primates Linnaeus, 1758 = Приматы

Семейство: Cebidae Swainson, 1835 = Цепкохвостые обезьяны, капуцины

Род: Cebus Erxleben, 1777 = (собственно) капуцины

Вид: Cebus albifrons Humboldt, 1812 = Белолобый капуцин

Белолобый капуцин имел проблемы с его названием, описанием и типовым местоположением. Голотип не существует и оригинальное описание составлено фоном Александром Гумбольдтом (Humboldt, 1812), но оно описывает животное, которое намного темнее (сероватее), чем те, которые существуют близко к типовому местоположению, и описание включает темный кончик хвоста, признак, который целиком неизвестен в любом населении данного вида. Дополнительно, животное который рассматривал фон Гумбольдт было ручным животным в Maipures, где вид не найден. Самое близкое поселение - около трех километров к северу, что находится на другой стороне реки Tuparro.

Белолобый капуцин - примат Нового Света, эндемичный по отношению к шести различным странам в Южной Америке: Боливии, Бразилии, Колумбии, Венесуэле, Эквадору и Перу.

В Колумбии он найден на большей части территории. За пределами Колумбии капуцин встречается от Кордильер через восточный Эквадор, Перу и северную Боливию до реки Tapajoz в Бразилии, к югу от Амазонки. К северу от Амазонки вид найден в южных частях Венесуэльского федерального штата Amazonas и в северной Бразилии между Колумбией и рекой Branco.

Белолобый капуцин не требовательный относительно своего места обитания и поэтому может быть найден в разнообразных типах лесов. Наиболее обычны в первичном листопадном лесу и затопленных мангровых зарослях, расположенных вплоть до 2000 м над уровнем моря.

Облик типичного капуцина, а цвет шерсти может меняться от светлого к темному коричневому цвету. Хвост хватательный, темный в основании и светло желтый на кончике. Длина тела: 35-46 см, хвоста: 40-47,5 см. Вес самки - 1400-2228 г, самца - 1700-3260 г. По другим данным самцы этого вида обычно весят в среднем 3.4 кг и самки - 2.9 кг, хотя самцы могут весить до 5.5 кг. Вес мозга взрослого животного: 82 г. Белолобый капуцин по окраске в общем напоминают монахов. Их тело, руки, ноги и хвост - все обычно темное, мрачное (черного или коричневого цвета), в то время как лицо, горло и грудь белого цвета, а их голова имеет шапочку черного цвета. Этот общий тип окраски изменяет от подвида к подвиду, также как и среди индивидуумов в пределах подвида.

В неволе, некоторые индивидуумы достигали возраста 45 лет, хотя продолжительность жизни в природе составляет около 15-25 лет. Среди естественных врагов капуцинов - большие кошки и змеи.

Маленький ястреб Harpagus bidentatus часто сопровождает этих обезьян, точно, так как это делает и с другими видами приматов. Капуцин чувствует угрозу со стороны пернатого хищника, и они стараются быть очень бдительными по отношению к любой большой хищной птице.

В Vichada наблюдались попытки со стороны Eira barbara, крупных змей и хищника Spiazaetus ornatus схватить обезьян, но эти приматы всегда были осторожны по отношению к ним. После обнаружения Eira barbara или змеи, члены отряда демонстрировали небольшое волнение и опасение и проявляли осторожность, даже если эти животные пробовали схватить обезьян.

Наиболее общее и типичное поведение после обнаружения потенциального наземного хищника - крик "ya-ya" и «накатывание» всей группы на потенциального врага. В противоположность этому, будучи напуганными самцом Spizaetus ornatus обезьяны сначала яростно кричали, а затем спокойно скрылись, некоторые при этом спустились на землю, чтобы удрать подальше.

В течение одного дня животные в поисках пищи проходят в среднем до двух км. Точно так же, как любой другой капуцин, белолобый капуцин - всеядное животное, питающееся прежде всего плодами, хотя он может также съесть другие части растений и встреченных на пути беспозвоночных, маленьких позвоночных животных (лягушек, ящериц) и яйца птиц, которых они находят во всех уровнях леса, часто спускаясь к лесной подстилке. В сухой сезон основу рациона составляют плоды - 53%; семена - 42%; нектар - 3%; около 1% составляет животная добыча. Во влажный сезон абсолютно доминируют плоды - 99%.

Белолобые капуцины используют по данным разных авторов от 40 до 68 - 73 видов растений из 33 семейств. Moraceae - самое главное семейство растений, поедаемых капуцином. В специальном исследовании установлено, что растения из Moraceae были представлены 17 видами и в сумме они составили 23.3% их рациона; представители Leguminosae - 5 видов и 6.8% соответственно; Araceae (4 и 5.5%); Bombaceae (4 и 5.5%); Palmae (4 и 5.5%).

Половина животной добычи - социальные насекомые: термиты, муравьи, и личинки и куколки перепончатокрылых (преимущественно ос и пчел).

Белолобый капуцин нуждается в воде и, как было установлено, берет воду для питья почти из любого водного источника: пьет воду из древесных дупел, когда такая вода доступна, пьет из ручьев и любых других источников и водоемов. В течение самого сухого сезона в Vichada группа капуцинов каждый день шла к месту, где из-под огромного валуна просачивалась вода, и это был единственный водный источник, доступный в пределах их домашнем участка.

Капуцины дневные и древесный животные. За исключением полуденной дремоты, они тратят все свое дневное время на поиск продовольствия.

Для сна капуцины обычно выбирают кроны деревьев на высоте 25-30 м. Они спят на деревьях, втиснувшись между ветвями и сбившись в плотную кучку. Они предпочитают средние яруса леса (15-30м) но могут добывать пищу на земле вплоть до 10% от их активного времени.

В отряде капуцинов всегда доминирует один самец. В социальный уход вовлекается по большей части альфа-самец или самка и молодое потомство.

Все активное время в среднем распределяется следующим образом: на поиск насекомых и другой животной пищи уходит около 39% их времени, на питание растительной пищей - 22%, на путешествия - 21% и на отдых - 18%.

Во время странствий и кормежек, капуцины нередко образуют ассоциации с другими приматами: капуцинами (Cebus apella), а также с Saimiri sciureus и иногда с черноголовыми уакари (Cacajao melanocephalus) и Alouatta seniculus.

Основные способы передвижения: четвероногая ходьба, бег, и прыжки до 4м. В среднем капуцины в день преодолевают около 1800 м. Эти приматы используют большое разнообразие галопов, прыжков, спусков и восхождений. В течение определенного времени в течение года капуцины становятся чрезвычайно наземными, особенно, когда имеется дефицит доступных плодов и отряд вынужден искать членистоногих в сухих растительных остатках под пологом леса на земле. В некоторых частях своего ареала, эти приматы часто вынуждены пересекать травянистую саванну между отдельными изолированными лесными массивами, оставляя хорошо-различимые следы.

В качестве угрозы капуцины часто используют демонстрационный показ – поведение, во время которого все члены группы ломают ветви деревьев. Даже младенцы ломают (или пытаются) маленькие ветви (или прутья), сбрасывая затем их на почву, но самая захватывающая и эффектная – воспроизводится альфа-самцом. Он выбирает крупные, сухие ветви которые он ломает своими руками и ногами в захватывающих скачках, таким образом, что они падают. Обычно такие ветви издают страшный шум, так как во время падения задевают множество других ветвей, и члены группы, становятся очень возбужденными и начинают громко щебетать. Это шумное поведение обычно преследует своей целью напугать обнаруженного потенциального врага.

Громкие звуковые сигналы, издаваемые капуцинами, показывают местоположение их отряда, благодаря этому другие группы капуцинов избегают занятой области. Звук «ua», повторяемый многократно, используется всеми членами группы, когда замечена опасность. Возбужденные животные находящиеся возле альфа-самца, издают по отношению к нему и по направлению к замеченной опасности звук «ya». Визг издают животные при конфликтах в пределах группы в течение борьбы. Звук «а-а» - это угроза по направлению к потенциальной опасности, но особенно к взрослым самкам; издается с открытым ртом. Потерявшееся или отставшее от группы животное издает звук «ahr» – другие капуцины отвечают на этот вызов, очевидно, чтобы направить его движение обратно к группе. Своеобразное пение издают молодые животные, устанавливая контакт или приближаясь к взрослому животному. Мурлыкание обозначает мирный контакт.

Отмечено, что некоторые из капуцинов могут использовать камни, чтобы разбить твердую оболочку и открыть ореха, чтобы добраться до его внутренней части. Молодые капуцины наблюдают этот процесс, чтобы научиться от старших и опытнее взрослых всем премудростям.

В течение сезона активности москитов, капуцины измельчают многоножек и натирают их остатками свою шерсть. Это действие аналогично нанесению репеллента от назойливых москитов.

Социальная структура: Капуцины живут в группах размером в 10-30 особей. Социальный состав такой смешанной группы включает меньшее количество самцов, чем самок.

В восточном Vichada эти обезьяны встречаются в больших группах, численностью около 35 индивидуумов, в то время как югу в закрытых лесных местообитаниях (возможно в результате соревнования с Cebus apella), они имеют средние размеры группы около 8-15 индивидуумов.

Территории участков, принадлежащих отдельным группам обезьян, частично, в большей или меньшей степени, перекрываются. Площадь участка, используемого одной группой капуцинов составляет 200-300 га. Группы в Vichada использовали домашние участки площадью 1.2 - 1.50 км2. В типичных местообитаниях в галерейных и островных лесах в Vichada, данный вид имеет экологическую плотность примерно в 30 индивидуумов на 1 км2. В лесах с сомкнутой плотной кроной в Колумбии и в южном Vichada, много областей имеют очень низкие плотности, а размер групп составляет до 15 индивидуумов. Низкая плотность населения капуцинов во многих частях Колумбийской Амазонки создают трудности для их обнаружения и учета.

Взрослые самцы в группе исключительно терпимы друг к друг, но они очень агрессивны по отношению к самцам других групп. Обычно межгрупповое агрессивное поведение приводит к убеганию членов одной из групп по направлению к центральной частям своей территории. При конфликте, обычно, альфа-самцы (доминанты) занимают контрольную позицию в центре группы, в то время как все члены чрезвычайно насторожены и с тревогой наблюдают за его реакцией. Если альфа демонстрирует тревогу и опасения, или паническое состояние когда он обращает пристальное внимание на что-нибудь, все члены отряда реагируют так же. Присутствие взрослых самцов оказывает психологическую поддержку более маленьким взрослым самкам. Замечено, что более робкие самки часто становятся шумными и агрессивными по отношению к врагам или чужакам, особенно когда самец появляется рядом с ней на арене действий.

Белолобый капуцин многобрачный. Доминирующий самец следует за эстральной самкой и обнюхивает ее мочу. В течение эструса нередко наблюдается повышенная агрессивность между самцами в группе. Самец взбирается на готовую к спариванию самку, прижимаясь к ее ногам своими задними ногами и спаривается с ней в течение нескольких минут.

По истечению 160-162 дней беременности самка рождает одного детеныша, который сразу же после родов крепко цепляется за шерсть матери в любом месте, обычно на животе или груди. Немного подросшие малыши, обычно спустя несколько недель, перебираются на спину матери, где чувствуют себя более свободно и комфортно.

Все члены отряда обычно интересуются новорожденным малышом, и они используют любую возможность чтобы рассматривать его или посмотреть на его гениталии, если конечно самка разрешает это. Со временем малыш начинает залезать на других членов отряда, в том числе взрослых самцов, кто заинтересован в защите малютки.

Игровое поведение наблюдается главным образом детеныша с компаньоном, роль которого могут выполнять все члены отряда от альфа-самца и матери, до всех молодых членов данной группы.

Половое созревание наступает в пределах четырех лет для самок и восьми лет для самцов. Самка рождает детеныша с двухлетним промежутком.

Белолобый капуцин легко приспосабливается к меняющимся условиям, имеет широкое распределение и вероятно еще не подвергается опасности в Колумбии на уровне вида. Однако, вероятно, некоторые подвиды находятся под значительным давлением, имея невысокую численность и ограниченный ареал. В некоторых областях они стали редкими благодаря разрушению их мест обитания. Хотя импорт этих животных запрещен, их часто ловят и содержат как домашних животных. Зоопарки и цирки также часто удерживают капуцинов, используют их и в качестве лабораторных животных.

Подвиды белолобого капуцина:

Cebus albifrons ssp. albifrons: описание дано фоном Humboldt (1812) – отмечается пепельно серый цвет меха животного с черным кончиком хвоста, чего не отмечается у других подвидов.

Cebus albifrons ssp. aequatorialis

Cebus albifrons ssp. malitiosus: тело темно-коричневого цвета, плечи желтоватые, волосы живота и груди - охряно-рыжевато-коричневые, цвет шапки – коричневый; предплечье и передние конечности не сильно контрастируют по цвету с обратный стороной тела.

Cebus albifrons ssp. cesarae: очень светлый подвид, весьма обособленный от других; шапка коричная; срединная область спины, предплечье и передняя нога оранжевой окраски; волосы живота – апельсинового оттенка, а грудь бледно-охряная и серебристая.

Cebus albifrons ssp. yuracus: в окраске шерсти имеются русые тона.

Cebus albifrons ssp. versicolor: подвид включает население с темной окраской и более светлое население, ранее выделяемое как подвид ssp.leucocephalus; окраска в разных регионах значительно варьирует.

Cebus albifrons ssp. cuscinus