Быстрый [чернорукий] гиббон. Hylobates agilis F.Cuvier, 1821 = Быстрый [чернорукий] гиббон. Hylobatidae Gray, 1870 = Гиббоновые, малые человекообразные обезьяны, ГИББОНЫ

Вид: Быстрый [чернорукий] гиббон

Вид: Hylobates agilis = Быстрый [чернорукий] гиббон

Гиббон Hylobates agilis F. Cuvier, 1821 в русском языке имеет два названия: быстрый гиббон и гиббон чёрнорукий. Последнее имя этот гиббон получил за черную окраску кожи рук.

Характерная черта этих гиббонов – белые брови (полоса из белых волос расположенная над глазами на лбу). Кроме того, у самцов контрастная окраска щек: на общем фоне четко выделяются щеки, покрытые белой, седоватой или светло-русой шерстью. Также контрастирует и светло окрашенный половой хохолок .

Чернорукие гиббоны - относительно маленькие, стройные, и проворные приматы, тело которых покрыто пушистыми, плотными волосами. Длины их тела колеблется от 40 до 60 см, в среднем составляет 45cm, а вес колеблется от 5.5 до 6.5 кг. Для чёрноруких гиббонов не характерен полового диморфизма по размеру, хотя половозрелые самки обычно весят несколько больше чем взрослые самцы.Фото

Чернорукие гиббоны имеют изменчивую окраску своей шерсти. Она может варьировать от черного цвета до бледного золотисто-коричневого цвета. Желтоватые или русые животные особенно обычны на западной Суматре, тогда как черные или темные животные особенно обычны на Малайском полуострове и на восточной Суматре.

Их пальцы также очень длинные. Относительно короткий большой палец расположен внизу на ладони, а их остальные пальцы формируют крюк, который используется в процессе передвижения. Чернорукие гиббоны имеют очень длинные руки, которые они используют в передвижении по ветвям в конах деревьев. Основной способ передвижения – перемещение путем раскачивания на своих цепких длинных руках с одной ветки на другую. При этом они могут перемещаться в очень быстром темпе – отсюда и их второе название – быстрые гиббоны.

В целом, для этих гиббонов характерны многие общие черты приматов: увеличенный размер мозговой камеры, плоские лица со стереоскопическим зрением, хватательные руки и ноги с противопоставленными пальцами; и наряду с этим есть много специфических для гиббонов характеристик: широкая грудь, полное вращение плеча, отсутствие хвоста, и руки длиннее чем ноги. Для гиббонов характерно и наличие седалищных мозолей: мясистых, не имеющий нервной системы подушек, характерных только для обезьян Старого Света.

Чернорукий гиббон обитает в тропических вечнозеленых низменных и болотистых лесах на острове Суматра (кроме ее северной части), на юго-западе острова Борнео, а также в небольшой области на Малайском полуострове и в южном Таиланде.

Основу питания черноруких гиббонов составляют различные фрукты, а также молодые побеги, листья и цветки. Из животной пищи они поедают преимущественно различных насекомых и их личинок.

Быстрые гиббоны – древесные животные, в основном они проживают в высоких кронах деревьев дождевого леса и крайне редко спускаются к земле. Здесь они используют двуногое передвижение, которое они пользуют не только на земле, но и на толстых ветвях и наклонных стволах - там, где невозможно ухватиться за ветку руками. Передвигаясь бипедально, они держит свои руки сзади тела или над головой. Их основная функция при таком передвижении – поддержание равновесия.

Гиббоны не строят гнезда, как это делают некоторые обезьяны, а спят у стволов или в развилках ветвей, обхватив своими руками колени и опустив на них свои головы.

Врагов у них немного. Для молодых животных опасность представляют пернатые хищники и некоторые крупные древесные змеи.

Продолжительность жизни черноруких гиббонов в природе составляет около 25-30 лет, а в неволе - примерно 40 лет.

Быстрые гиббоны создают единобрачные семейства, состоящие из брачной пары и вплоть до четырех разновозрастных потомков. Для коммуникационных целей в семейной группе применяются многочисленные сигналы. Короткие фразы, состоящие из простого улюлюканья, более сложного улюлюканья ("whoo-aa") и би-фазного улюлюканья, издают как самцы, так и самки. Бифазное улюлюканье состоит из частей, оно получается при поочередном произведении звуков в течение выдоха и вдоха ("whoo-aa"). Слышали, как несколько самцов производят относительно мягкие, визжащие звуки между их короткими фразами.

Каждая семейная группа занимает территорию около 25 гектаров, которую защищает от своих соседей через громкие «концерты». Обычно пением занимается только взрослая пара, иногда к ней присоединяется их молодежь. Взрослые пары быстрых гиббонов воспроизводят громкие и сложные дуэты, в которых превалирует самка. Песня всегда состоит из отдельного мужского и женского элементов. Пение обычно раздается на рассвете, однако, эти песни, также можно услышать и в другое время дня.

Вообще, звуковая коммуникация в жизни гиббонов имеет важное значение. Именно гиббоны знамениты своими громкими, сложными песенными концертами, которые используются ими, чтобы заявить о своем праве на определенную территорию и проинформировать соседей о своем месте расположения. Важное значение звуковые сигналы имеют для развития и поддержания брачных связей в паре между самцом и самкой. Одиночные самцы издают сольные концерты, с целью привлечь к себе внимание самок.

Гиббоны - одна из нескольких обезьян где взрослая самка - доминирующее животное в группе. Затем на иерархической лестнице находится ее женское потомство, потом - мужское и завершается - взрослым самцом.

Брачный сезон как таковой не выражен, так как гиббоны могут размножаться круглогодично. О становятся полностью половозрелыми в возрасте около 8 лет, после чего оставляют семейную группу и ищут брачную пару. Чернорукие гиббоны живут всю свою жизнь в единобрачных парах на строго определенной территории.

Самка после семи месяцев беременности рождает всего одного малыша, которого кормит грудным молоком на протяжении почти двух лет, после чего тот полностью переходит на рацион взрослых животных. Вскоре самка снова спаривается, поэтому у нее молодежь появляется каждые 2-3 года.

Молодые гиббоны становятся физически независимыми в возрасте около трех лет, а зрелыми - в шестилетнем возрасте. Они обычно оставляют семейную группу и начинают самостоятельную жизнь примерно в восемь лет, а иногда молодые гиббоны остаются в родительской группе вплоть до десяти лет.

Чернорукие гиббоны в настоящее время не имеют определенного охранного статуса. Они преследуются и отлавливаются охотниками для pet торговли, но еще больше они страдают от разружения мест обитания из-за вырубывания лесов. По примерным оценкам численность проворного гиббона в природе составляет менее чем 800 000 индивидуумов.

По данным одних авторов в пределах вида выделяется два подвида: H. agilis agilis и H. agilis unko, по другим данным - три: Hylobates agilis agilis; Hylobates agilis albibarbis и Hylobates agilis unko.