Лар, белорукий гиббон. Hylobates lar Linnaeus, 1771 = Лар, белорукий гиббон. Hylobates agilis F.Cuvier, 1821 = Быстрый [чернорукий] гиббон. Hylobatidae Gray, 1870 = Гиббоновые, малые человекообразные обезьяны, ГИББОНЫ

Вид: Лар, белорукий гиббон

Вид: Hylobates lar = Лар, белорукий гиббон

Лар приблизительно такой же величины, как хулок, черно-серого цвета, с красно-бурыми ягодицами, окаймленными белыми волосами; руки и ноги светлого цвета, лицо на голых частях черное, окаймлено ошейником беловатых волос. Общий цвет колеблется от черного до желтовато-белого; светлоокрашенные животные, как говорят, встречаются гораздо чаще, чем у хулока, а в некоторых местностях преобладают. Как самцы, так и самки едва отличаются по размеру, длина тела составляет: 43-62.5 см, вес тела 5 – 9 кг.

Отечеством его надо считать полуостров Малакка и Тенассерим, где он живет до 1100 метров над уровнем моря. Тиккель утверждает, что лар встречается до северной границы Пегу, а Андерсон говорит, что он встречается даже в Аракане. Распространение лара на востоке неизвестно. Однако он живет, вероятно, в Сиаме; Бокк, к сожалению, не называет виды гиббонов, которых он наблюдал стадами у Меконга.

На рассвете белорукие гиббоны забираются на верхушки деревьев и, усевшись на ветви, начинают свое утреннее пение, который продолжается около двух часов. В таком «концерте» участвует вся семья. К пению одной семьи присоединяются другие группы. Фото

Гиббоны - единственные среди человекообразных обезьян, да и единственные животные на земле, способные, подобно человеку, издавать мелодичные чистых тонов звуки. При этом установлено, что их песни – врожденная особенность поведения и они не обучаются пению. Белорукие гиббоны любят петь по утрам. Их утренние концерты слышны на многие сотни метров благодаря наличию у животных горлового мешка, своеобразного резонатора звука.

Живут белорукие гиббоны дружными семейными группами, состоящими из 2 – 7 особей: взрослых самца и самки и детенышей различных поколений. Доминирующие положение в семейной группе занимает самка, мужского влияния в пределах группы не существует.

Иногда в группе находятся одна или две старые, уже не размножающиеся особи. Имеется сообщение о взаимопомощи: если старая, раненная или больная обезьяна, живущая в группе, не способна самостоятельно добывать себе корм, другие члены семьи приносят ей еду. Фото

Питаются белорукие гиббоны различными плодами, которые составляет примерно 50 процентов их диеты; семенами, листьями и молодыми побегами деревьев. Источниками белковой пищи для них служат насекомые, мелкие птицы, их яйца и птенцы.

Семьи белоруких гиббонов имеют свою собственную территорию, которую защищают песнями и демонстрациями угроз. Территориальные конфликты с соседями обычно не ведут к дракам, а обычно заканчиваются демонстрацией угрожающих поз и звуков. Основную роль в разрешении таких территориальных конфликтов играет самец. Пограничные конфликты усиливаются в тех случаях, когда лакомые плоды созревают на деревьях, расположенных в их пограничных районах. Площадь участка, занимаемая одной семейной группой колеблется в пределах от 30 до 100 акров.

Белорукие гиббоны – общительные животные. Они при дружественных приветствиях, углы рта оттягивают назад, как в улыбке, и показывают зубы, а иногда при этом и из приоткрытого рта торчит язык. В гневе, рот открывается и закрывается неоднократно, животное облизывается и щелкает зубами. А если животное начинает рычать – значит оно собирается укусить противника. Фото

Важное значение для животных имеет разновидность осязательной коммуникации: социальный уход. При этом одни животные внимательно чистят шерсть других, выбирая из нее различных насекомых-эктопаразитов, отмершую отшелушившуюся кожу и просто всякий мусор. А используется такой вид поведения не только с гигиенических побуждений, сколько для укрепления дружественных семейных отношений между отдельными индивидуумами в семейной группе.

Белорукие гиббоны ведут древесный и дневной образ жизни. Большую часть времени они проводят на высоте 30 – 45 метров над поверхностью земли, отдавая предпочтение сомкнутой кроне, но в течение кормежки они, нередко, влезают на самую верхушку корон деревьев или спускается к основанию деревьев в поисках пустот и дупел с водой, используемых для питья. Пресную воду белорукие гиббоны пьют каждый день. При питье с лужи или другого открытого водоема, они свисают с нависших ветвей и быстро погружая руки в источник, а затем слизывают с шерсти стекающую по ней воду.

У белоруких гиббонов, как у всех других видов гиббонов, очень длинные руки, раскачиваясь на которых и перелетая с ветки на ветку, они передвигаются по лесу и могут таки способом достичь скорости вплоть до 50 км. в час, поэтому и латинское родовое слово «hylobates» означает: "бегущие по ветвям". Вероятно они самые быстрые из всех приматов и самые проворные из всех млекопитающих передвигающихся по деревьям.

Рука у белоруких гиббонов хватательного типа с небольшим противопоставленным паФотольцем, который не используется при передвижении на руках, но необходим для восхождения по стволам дерева и толстым ветвям, используется для манипулирования продовольствием и для ухода. А при передвижении по деревьям, руки белоруких гиббонов напоминают по форме крюки, благодаря которым они легко перехватывают ветви и совершают головокружительные прыжки до 15 м в длину, во время которых буквально на лету срывают плоды с ветвей и изредка даже ловят птиц, которых съедают после приземления. Ноги при полете находятся в вытянутом положении. Такой способ передвижения называется брахиацией и составляет он около 90% из их древесного способа передвижения.

Белорукие гиббоны способны менять курс очень быстро, в течение очень ограниченного времени, буквально только слегка касаясь ветви. Несчастные случаи – падения с деревьев, нередки среди гиббонов. Сломанные и уже сросшиеся конечности и другие кости нередко обнаруживаются в добытых и тщательно обследованных образцах. Фото

Кроме этого, они могут карабкаться по деревьям или ходить по крупным горизонтальным ветвям, только слегка придерживаясь руками или без их помощи. По земле ходят или бегают выпрямившись, бипедальным способом, опираясь на всю подошву и балансируя руками (в машущей форме), но спускаются с деревьев редко.

Белорукие гиббоны ночуют на деревьях, но гнезд не строят. Спят лары в густой листве в средней части деревьев. Для сна они предпочитают вполне определенные специфические деревья-спальни, в окрестностях которых они не терпят никакую другую семейную группу. Они спят восседая прямо на ветвях деревьев, собравшись вместе по двое или по трое, с коленями, изогнутыми вплоть до подбородка, рук, свернутых на коленях и лице, упрятанными между коленями и грудью головой.

Благодаря тому, что тело белоруких гиббонов покрыто длинной густой шерстью они могут легко переносить достаточно низкие ночные температуры, нередкие в горных условиях где они обитают. А населяют белорукие гиббоны густые тропические леса, поднимаясь на высоту до 2400 м над уровнем моря.

Продолжительность жизни белоруких гиббонов в природе составляет около 25-30лет. Их основные естественные враги - леопарды, но наибольшую опасность представляет человек. Белорукие гиббоны иногда преследуются из-за своего мяса, иногда взрослые убиваются для того, чтобы захватить молодых животных для продажи и содержания как домашних животных. Но наибольшая опасность для них - потеря мест обитания.

Определенного сезона размножения у гиббонов нет. Семейные пары у них сохраняются на всю жизнь. К единобрачным животным, сохраняющими парную верность (со спорным исключением сюда и человека), является только 3% видов из млекопитающих и 14% из приматов. Гиббоны - своевольные личности в своих предпочтениях спаривания; видимо поэтому они не очень легко размножаются в плену.

В природе молодой самец в возрасте от семи и до десяти лет, и покинувший свою семью по достижении половой зрелости, своим пением старается привлечь к себе достигшую половозрелости самочку из другой семьи. Если такая встреча состоялась, он ухаживает за ней несколько недель, прежде чем обезьяны окончательно создадут новую семейную пару. У самок эструсные циклы обычно начинаются в возрасте от 18 до 22 месяцев от роду. Сексуальная зрелость достигается в возрасте от 7 до 8 лет.

У самки после семимесячной беременности, обычно ночью, рождается один детеныш раз в два – три года. Послед съедает самка. Спустя несколько часов после рождения, малыши уже могут издавать жалобные звуки типа плача и плотно прицепляются к шерсти на груди своей матери.

Вес младенца при рождении – при мерно 400 г. Глаза открыты при рождении, а тело и конечности лишены шерстного покрова; поэтому малыш очень зависим от тепла материнского тела. Многие детеныши практически белые после рождении, а приобретают черную окраску тела при достижении возраста в 2-4 года.

Через 1 месяц малыши становятся больше скоординированными в своих движениях. Через 6-8 недель они могут держать себя вертикально, могут стоять на коленках и сидеть. Через 8-10 недель, они начинают лазить по тонки ветвям деревьев под строгим присмотром своих матерей. Через 4 месяца, они уже могут раскачиваться на ветках на обеих руках. Через 2-4 месяца малыши начинают брать некоторую густую пищу. В период от 1 до 2-х лет младенцы целиком отнимаются от груди. В возрасте 6 лет молодые животные достигнут размера взрослых животных.

Много времени молодые белорукие гиббоны проводят в играх, сопровождаемых укусами друг друга. Такие укусы одних животных могут быть очень болезненными для человека, но другим гиббонам, они не делают больно из-за их плотного меха.

Белорукий гиббон наиболее часто встречается в зоопарках. При содержании этих гиббонов в неволе их диета должна включать: плоды (подобно манго и яблокам), мясо (типа цыпленка или индюка), вареные овощи, хлеб, сыр, орехи, молоко, соевые бобы, сырую свежую листву, цветки гибискуса, витамины. Разообразная диета очень важна, она обеспечивает эх разнообразными питательными элементами.

Белорукий гиббон внесен в Красную книгу МСОП, в Приложение II Конвенции о международной торговле. В 1987 году численность белоруких гиббонов была оценена в примерно 79000 особей. Гиббоны абсолютно зависимы от высокоствольного плотного тропического леса. В настоящее время сохраняется только 10% из их оригинальных мест обитания в защищенных резервах.

У вида белорукие гиббоны выделяется пять подвидов:

• Hylobates lar lar

• Hylobates lar carpenteri

• Hylobates lar entelloides

• Hylobates lar vestitus

• Hylobates lar yunnanensis.