Варварийская обезьяна, (макак) магот. Macaca sylvanus Linnaeus, 1758 = Варварийская обезьяна, (макак) магот

Вид: Macaca sylvanus = Варварийская обезьяна, (макак) магот

Магот, или варварийскии макак (Macaco sylvanus)

Дополнительно читать:*Варварийская обезьяна, (макак) магот

С.В. НАЙДЕНКО: Магот, или варварийская обезьяна

Можно ли встретить дикую обезьяну в Европе? Ответ «Нет», в общем, будет правильным. Представители отряда приматов (если не считать человека, конечно) распространены в Африке, Азии, Америке. Но в Европе, как и в Австралии, обезьяны не живут. За одним-единственным исключением – небольшой колонии маготов (Macaca sylvanus), представителей рода макак семейства мартышковых, поселившихся на скалах Гибралтара на юге Пиренейского полуострова.

Кроме Гибралтара маготов сейчас можно встретить в Северо-Западной Африке: в Марокко, Тунисе, Алжире. Но ископаемые остатки этих обезьян известны и из Европы, причем территория эта весьма обширна: между Испанией на юге, Великобританией на севере, Венгрией на востоке. К настоящему времени, однако, они исчезли из этих мест.

В происхождении гибралтарских маготов много неясного. Являются ли они потомками обезьян, живших ранее в Европе, или были завезены сюда позже из Африки? Варварийская обезьяна, или «лазающий зверь», в древности была хорошо известна народам Средиземноморья. О них знали в X в. до н.э. финикийцы, изображения этих животных можно найти на этрусских фресках и греческих вазах, и даже на итальянских бронзовых изделиях. Все это свидетельствует, что в то время маготы, вероятно, были распространены гораздо шире, чем сейчас. Но все же считается, что уже тогда их естественный ареал ограничивался Северной Африкой, а на Пиренейский полуостров обезьян завезли люди.

Как бы там ни было, на скалах Гибралтара маготы живут уже очень давно. Причем раньше их здесь было больше, они встречались и в прилегающих районах Испанского побережья. Гибралтарский пролив имеет в самом узком месте ширину около 14 км, и существует предание, что обезьяны приходят из Африки и уходят обратно через подземный ход, соединяющий Гибралтар с Марокко. Но это, конечно, только легенда.

С 1704 г. и по настоящее время Гибралтар – территория, находящаяся под протекцией Великобритании. Еще одно поверье гласит, что англичане будут оставаться здесь, пока живы обезьяны. И с 1855 г. гибралтарские маготы находятся под покровительством Военно-морского флота этой страны. За их жизнью наблюдает специально назначенный офицер. Обезьян охраняют, лечат, подкармливают…

Сегодня Гибралтар – крупный морской порт, военная база и место, куда охотно съезжаются туристы. Сюда их привлекают не только местные достопримечательности – пещеры, замки и музей, но и единственная в Европе популяция диких обезьян. Изображение этого животного, кстати, украшает гибралтарскую пятипенсовую монету.

Род макак, представителем которого является магот, насчитывает от 15 до 20 видов, обитающих, за редким исключением, в Азии. Это макак резус, макак крабоед, индийский, японский и краснолицый макаки и другие. Встретить этих обезьян можно в разных биотопах – от дождевых лесов до саванн. Самый «северный» вид – японский краснолицый макак (M.fusсata) обитает в местностях, где 4 месяца в году лежит снег. В не менее суровых климатических условиях живет и тибетский макак (M.tibetana). Макаки приспособились жить рядом с человеком. Так, в Индии два вида считаются священными животными – резус (M.mulatta) и индийский макак (M.radiata), их можно встретить почти в любой индийской деревне.

Маготов среди других представителей рода отличает в первую очередь отсутствие хвоста. Длина тела взрослых самцов этого вида – 55–60 см, масса – около 15 кг. Самки немного мельче – обычно не более 11 кг. Телосложение у маготов стройное, конечности длинные, тонкие. Шерсть окрашена в красновато-оливковый цвет. Безволосую морщинистую морду украшают густые бакенбарды.

Беременность у маготов длится 5,5 месяцев, а новорожденные весят около 77 г. Живут эти обезьяны по 25–30 лет, половозрелыми становятся в 4–5-летнем возрасте.

Как и другие макаки, маготы держатся группами, насчитывающими по 10–40 животных. Каждая группа занимает постоянную территорию, где обезьяны собирают пищу и отдыхают.

В группах маготов относительно много взрослых самцов, между которыми существует строгая иерархия. Не каждый самец может приблизиться к другому – чем дальше животные отстоят друг от друга в «табели о рангах», тем тяжелее им вступить в контакт. Но у этих обезьян отмечено уникальное в своем роде поведение – для снижения агрессии они используют… детенышей! Если один самец намеревается приблизиться к другому, он предварительно забирает у ближайшей самки маленького детеныша. И тогда «лед сломлен» – два самца начинают обыскивать и выкусывать шерсть детеныша. Теперь они могут мирно посидеть рядом, занимаясь своими делами, и так же мирно разойтись.

Самки ожидают, пока им вернут малышей, следуя за самцами на определенной дистанции. Самцы при этом не только носят детенышей, но и ухаживают за их шерстью, нянчатся, играют с ними. И зачастую отдают самкам только тогда, когда малыши захотят есть.

Маготы отлично лазают по деревьям. В Африке, в Алжире и Марокко, они населяют сухие заросли кустарников, часто встречаются в дубовых и хвойных горных лесах. В горах они могут встречаться до высоты 2400 м, где зимой ночная температура опускается до -18 °С. Основу питания маготов составляют насекомые, черви, мелкие млекопитающие, едят они также корни и клубни, плоды растений, молодые листья и траву, могут совершать набеги на поля.

В настоящее время общая численность этого вида оценивается примерно в 23 тыс. экземпляров. Это очень немного. Достаточно сказать, что макак-резусов в Индии в таких количествах на протяжении длительного времени отлавливали ежегодно! Магот включен в списки Международной Красной книги со статусом VU – «ранимый вид».

Примерно три четверти варварийских обезьян живут в Марокко и около 6 тыс. особей – в Алжире. Для сохранения этого вида необходимо восстанавливать его естественные местообитания в этих странах – прежде всего сажать леса. Правительство Марокко проявляет интерес к сохранению магота, но до последнего времени в стране не было ни одной охранной территории. В Алжире есть 13 национальных парков, на территории которых живут обезьяны, но и там необходимо усиливать меры по их охране.

По материалам:Kappeler M. Berberaffe. WWF, 1988.

Данная статья была опубликована в № 01/2004 газеты "Биология" издательского дома "Первое сентября".