Беловоротничковый [красноголовый] мангабей. Cercocebus torquatus Kerr = (Бело-)воротничковый [красноголовый] мангабей

Красноголовый мангабей

Вид: Cercocebus torquatus Kerr = (Бело-)воротничковый [красноголовый] мангабей .

Мангобей красноголовый или воротничковый (red-capped mangabey) встречается в экваториальных тропических лесах в западной Африке, в районах расположенных южнее Сахары - от нижнего течения Нигера на юг до Габона. Он известен из Камеруна, Нигерии и Конго (Браззавиль).

Тело мангобеев мощное, хотя по форме они стройные, с очень длинными ногами. Длина тела самцов 50-58 см, хвоста - 69-78 см, вес около 11 кг. Его относительно короткий хвост жесток и держится поднятым под острым углом. Шерсть у мангобеев на теле короткая. У мангобеев окраска шерсти очень разнообразна, хотя преобладают темно-серые тона, в то время как нижняя сторона белая, конечности более темные, чем тело. Молодые животные обычно темнее, чем взрослые. Кончик хвоста белый.

Хохолок на макушке отсутствует, но "шапочка" на голове по цвету резко отличается от общей раскраски.

Верхнее веко и кожа в верхнеглазничной области ярко-белые. У этой обезьяны "шапочка" каштаново-красная, волосы на шее и щеках длинные, ярко-белые и образуют как бы "воротник".

Мангобей красноголовый ведет как древесный (они превосходные прыгуны), так и наземный образ жизни. На деревья забирается в поисках пищи, или для сна. Отдыхает и спит в сидячей позе, причем хвост обвивается вокруг ветки. В поисках пищи спускается на землю, где проводит много времени.

Мангобеи имеют мощные челюсти и зубы, при помощи которых они легко взламывают большинство орехов. Питаются орехами, семенами, сочными плодами, листьями, грибами и сочными молодыми побегами. Кроме того, при каждом удобном случае ест насекомых и их личинок и яйца птиц.

При содержании мангобеев в неволе их диета включает: яблоки, апельсины, бананы, виноград, арахис, сладкие картофель (батат), зеленые бобы, морковь, сельдерей, салат, капусту, шпинат, петрушку, лук.

Красноголовые мангобеи меют хорошо плавать, бегать по ветвям и по земле. Обычно он проворно двигается среди ветвей деревьев, но его движения никогда не бывают торопливыми и всегда устойчивы. Хвост частично хватательный и он помогаем мангобею держаться на ветвях.

Красноголовые мангобеи используют для взаимного общения выражения и мимику лица, позы тела и положение хвоста . Их массив выражений лица увеличен, не только благодаря демонстрации белую область выше их глаз но и использованием жестов рта.

Чрезвычайно выразительны у мангобеев белые веки. Когда они смотрят свысока, их белые веки вспыхивают подобно сигнальным огням на фоне их темных лиц. В сумерках джунглей эти быстро двигающиеся животные используют эти вспышки в качестве инструмента передачи сигналов, как средство сообщения.

Обонятельная коммуникация имеет важное значение при установлении контактов между сексуальными партнерами. В период, когда самка находится в восприимчивом состоянии и демонстрирует свою готовность к спариванию, самец, в ответ на это, обнюхивает самку и проверяет, находится ли самка в эструсе или нет.

Из сигналов визуальной коммуникации чаще всего можно наблюдать демонстрацию пристального взгляда. Если глаза направлены на стимул, брови приподняты, скальп и кожа лица натянуты, в результату уши перемещаются назад, то все это используется в качестве показа угрозы. Эффект угрозы усиливается демонстрацией светлых окологлазных пятен. Выражением угрозы служит и пристальный взгляд с открытым ртом но с прикрытыми зубами.

Группа самцов мангобеев – это истинные художники песни, даже если она немного односложна и проста. Вызов самцов звучит несколько напоминая «hon-hon» и создает неповторимый фон ежедневного концерта для джунглей, особенно утром. Необходимый резонанс создается благодаря специальной сумке, которую имеют в горле самцы мангобеи.

Они также имеют разнообразные вокализации, в том числе чрезвычайно громкий сигнальный вызов который они издают, если обнаружат врага, как например леопард или орел. Другие вокализации, подобно хрюканью, крику, лаю и грохоту, - контактные вызовы, чтобы удерживать или собирать отряд вместе.

В природе мангобеи часто образуют ассоциации с другими видами приматов, и в частности с другими мангобеями, колобусами и мандрилами.

Красноголовые мангобеи - очень социальное животное, и ее ядро составляют самки со своим потомством, возглавляет группу доминирующий самец, реже может к группе присоединиться еще один или несколько самцов, находящихся в подчиненном положении. В размножении в группе такие самцы участия по-видимому не принимают.

Группа имеет высокоразвитую систему коммуникаций, которая функционирует с помощью визгов и других звуков также как и с помощью выразительных лицевых жестов. Хорошо развита мимика.

Держатся небольшими группами от 4 до 12 особей при кормежке, в периоды отдыха и для сна могут собираться в отряды численностью до 14-37 особей. Старые самцы часто ведут одиночный образ жизни.

У мангобеев выраженного сезона размножения нет. У самок, как и у их родственников бабуинов, в период эструса, особенно в его пик, заметно набухает область в районе половых органов, что является оптическим сигналом самцу для начала брачного ухаживания и спаривания. Это время - лучший шанс для зачатия. В случае, если зачатие по той или иной причине не произошло, цикл будет повторяться с примерно 30-дневной периодичностью. Самка, чтобы сообщить самцу о своей готовности к спариванию, сильно выпячивает вперед свои губы.

После периода беременности равного примерно 175 дням самка рождает одного малыша, который сразу же прочно прикрепляется всеми четырьмя конечностями к ее шерсти на животе или груди. Самка при передвижении обычно поддерживает его одной рукой.

Молодые мангобеи очень нежны, они стараются держаться вместе и часто обнимают друг друга. Молодые животные расчесывают мех их старших соплеменников беспрестанно, при каждом удобном случае. Этот жест в какой-то мере, с одной стороны - является признаком привязанности, а с другой - частью проведения мероприятия по дезинсекции кожных покровов и шерсти. Кроме того малыши ищут в шерсти взрослых соленую перхоть - деликатес для юных мангобеев.

Основной враг мангобеев - леопард и орел-обезьяноед. Продолжительность жизни: максимум 20 лет в природе, в зоопарке мангобеи доживали максимум до 32 лет. Сейчас вид занесен в Международную Красную Книгу.