Малая белоносая мартышка. Cercopithecus petaurista Schreber, 1774 = Малая белоносая мартышка

Малая белоносая мартышка

Cercopithecus lhoesti = Бородатая мартышка

Отряд: Primates Linnaeus, 1758 = Приматы

Семейство: Cercopithecidae - Catarhina Gray, 1821 =

Низшие узконосые обезьяны, мартышки

Род: Cercopithecus Brunnich, 1772 = Мартышки

Вид: Cercopithecus petaurista Schreber, 1774 = Малая белоносая мартышка

Малая белоносая мартышка, Lesser Spot-nosed Guenon или Lesser White-nosed Monkey = Cercopithecus petaurista (Schreber, 1774)

Малая белоносая мартышка обитает в Западной Африке от Сьерра-Леоне до Бенина, встречаясь в нескольких Африканских странах, как Гана, Того, Сьерра-Леоне, Берег слоновой кости, Либерия, Бенин и Либерия.

Описание: Они - красочные обезьяны, выделяющиеся яркой окраской. Малая белоносая мартышка легко отличима от других видов белой овальной заплатой, которая покрывает их нос. Их хвосты сравнительно длинные, имея среднюю величину около двух футов. На лице у носа имеется темно-синего цвета ребристое пятно, а на лбу от уха к уху тянется черное лобное пятно. Усы хорошо развиты и направлены назад.

Верхняя часть тела темная, зеленовато-коричневого цвета с белизной снизу: на внутренней поверхности рук, ног и под хвостом. Их хвосты - темного (черноватого) цвета сверху и имеют более светлый коричневатый цвет у основания.

Малые белоносые мартышки имеют размеры где-нибудь от 14 до 18 дюймов в длину, хвост - два фута. Их вес редко превышает восемь килограммов: средний вес самцов колеблется от четырех до восьми килограммов и самок - между четырьмя и пятью килограммами.

Малые белоносые мартышки связываются друг с другом сериями различных чириканий и других вызовов. При этом самцы известны их басовитыми вызовами, в то время как самки используют чирикания.

Самцы издают низкий по частоте, короткий тональный вызов, который используется, чтобы сообщить территориальность. Резонанс увеличивают воздушные мешочки, чтобы их голос был слышен на более далеком расстоянии.

Чирикания издают самки и полувзрослые животные и используются, чтобы приводить отряд к бдительности, стимулируют групповое поведение (сбиваются в плотную толпу), стимулируют оставление открытых областей, и извлекают ответ. Эти вызовы в природе напоминают птичий щебет, они обычно характеризуются краткостью по продолжительности.

Особые изоляционные вызовы издают члены группы, отделенные от отряда. Это шумные вызовы, которые чаще всего издаются младенцами и молодыми животными.

Малые белоносые мартышки встречаются в разнообразных местах обитания, как например: болотистые леса, чащи, леса окаймляющие гвинейскую саванну однако они, обычно, предпочитают прибрежные леса и области с толстым вторичным лесом.

Малые белоносые мартышки классифицированы, как фруктояды, однако они, также едят насекомых, листья, побеги растений. Они собирают часть добытого продовольствия в защечные сумки, чтобы съесть его позже в более спокойной обстановке. Защечные мешки вмещают примерно такой же объем продовольствия, как и желудок.

Поведение: Малые белоносые мартышки – дневные животные. Основной способ передвижения - квадрипедальный (на четырех ногах). Длинные хвосты служат для баланса во время быстрого перемещения.

Малая мартышка предпочитает селиться в густой листве тропического леса и галерейных лесах вдоль рек. Группы Cercopithecus petaurista мирно сосуществуют на одной территории с обезьянами других видов и семейств, например, вместе с сиамангами и гориллами, причем все извлекают выгоду от соседства.

Малые белоносые мартышки имеют превосходное цветное зрение, как и большинство приматов, позволяющее отождествление зрелых плодов на расстоянии. Присутствие цветов (не только у особей противоположного пола) в их внешности обычно указывает, что животное может различать цвет. Заметные цвета и маркировки, особенно на лице и хвосте, позволяют более легко различать виды. Поэтому даже, когда только маленькая часть тела видима через листву, обезьяна может сказать, кто есть кто.

Малые белоносые мартышки широко используют оптические и обонятельные сигналы. Их лица очень выразительны. Уровень возбуждения и статус животное выражает позициями хвоста и демонстрациями окраски. Повышающийся уровень возбуждения легко заметен в изменении цвета кожи, который увеличивает поток крови. У людей это названо румянцем.

Сигналы обонятельной коммуникации. Взаимное половое обнюхивание: два индивидуума обнюхивают каждый друг друга аногенитальную область.

Обнюхивание морды: это поведение выполняет юный самец по отношению к взрослому самцу, когда взрослый самец издает громкий вызов.

Визуальная коммуникация хорошо развита. Так пристальный взгляд используется в качестве показа угрозы: глаза исправлены на стимул а брови приподняты, скальп и лицевая кожа оттянуты, уши смещены назад.

Гримаса опасения: губы оттянуты таким образом, что показаны сжатые вместе зубы. Этот показ функционирует, как сигнал успокоения, чтобы уменьшить агрессию в агрессивных столкновениях.

Зевота используется в качестве выражения напряженности или как показ угрозы. При этом рот открыт, чтобы показать клыки, и выполняется взрослым самцом.

Социальная структура: Малые белоносые мартышки живут большими группами на определенной территории. Семья состоит из самца, нескольких самок и их потомства – всего в группе от 10 до 40 индивидуумов. Только самки являются постоянными членами групп. По мере повзросления, молодые самцы покидают родную группу, присоединяясь к другой смешанной половой группе, или, формирование целиком мужской группы.

Самцы белоносых мартышек стремятся быть территориальным. Территориальная защита не оставлена самцам, вся труппа защищает границы. Однако, несколько наблюдений указывает, что, когда происходят конфликты с другими группами, женщины и молодежь вовлекаются активнее в конфликт, чем самцы, несмотря на то, что они обычно издают очень громкие вызовы. Малые белоносые мартышки редко защищают себя, но демонстрируют угрозы самозванцам, в том числе и самцы.

Белоносые мартышки многобрачные по природе. В отличие от некоторых других приматов, самки ходатайствуют самцам для начала спаривания. Самка демонстрирует самцу припухшие половые органы – когда они находятся в эструсе.

Во время спаривания самка оглядывается через плечо на самца, при этом ее нижняя губа выпячивается вперед, в то время как губы остаются закрытыми. Период беременности длится от 150 до 213 дней.

Самки обычно рождают по одному малышу, а отнимание от груди происходит приблизительно в 120-дневном возрасте.

Новорожденная молодежь буквально лепится к животу матери. Во время путишествий самка, обычно, поддерживает свою молодежь одной рукой для безопасности. В два месяца молодежь начинает двигаться самостоятельно и берет густую пищу. Молодые мартышки в "цепляющейся" стадии имеют слегка хватательные хвосты.

C. petaurista успешно скрещивается с краснохвостыми мартышками (C. ascanius), с воспроизведением плодовитого потомства. Некоторые исследователи считают их подвидами, вместо отдельных самостоятельных видов. Различие между двумя разновидностями конечно не очень четко выражены.

Малые белоносые мартышки в неволе живут максимум до 20 лет. Малые белоносые мартышки достигают сексуальной зрелости приблизительно в четырех годах от роду. Главный хищник лесного населения мартышек - коронованный орел.

Это широко распространенный вид африканских мартышек. Они играют важную роль в регенерации леса, разнося семена фруктов по лесу. Уровень их изученности не позволяет определить размер их населения и охранный статус.

Существует два подвида: Cercopithecus petaurista petaurista, встречающаяся к востоку от реки Кавалли, и Cercopithecus petaurista buettikoferi, населяющая территорию ареала вида к западу .

Составитель :

Евстафьев И.Л., правообладатель "Мир Животных"

Все материалы предназначены для использования в познавательных целях. При использовании в письменных ученических, студенческих и т.п. работах обязательна ссылка: Сайт "Мир животных", .

Запрещается полное или частичное воспроизведение статьи без письменного разрешения правообладателя при подготовке печатных изданий или Интернет-страниц на любых сайтах.