Голуболицая [усатая] мартышка, муйдо. Cercopithecus cephus Linnaeus = Голуболицая [усатая] мартышка, муйдо

Коронованная [голубая] мартышка

Вид: Cercopithecus mitis Wolf = Коронованная [голубая] мартышка.

Голубая (коронованная) мартышка широко распространена на востоке, в центре и юге Африканского континента в Кении, Руанде, Уганде, Эфиопии, Эритреи, Сомали, территории прежнего Заира, Южной Африки, северо-западной Анголе, Бурунди, Конго, Малави, Мозамбике, Судане, Танзании, Замбии, и Зимбабве. Основная часть ее ареала связана с бассейном реки Конго. Голубая обезьяна предпочитает селиться во влажных, тенистых регионах с большим количеством воды, обитая в дождевых равнинных и горных лесах. Суммарная площадь ареала составляет примерно 3272 тыс. км2. Из них около 709 тыс. км2 или 22% площади составляют подходящие местообитания, 971 835 тыс. км2, или 30% - умеренно подходящие, остальные 49% площади ареала голубой обезьяны составляют неподходящие для их жизни местообитания.

Лицо почти голое, обычно темного цвета; тело имеет хорошо развитую мускулатуру. Мех короткий, большей частью коричневого цвета, а по краю лица и мантии, расположенной над плечами, более серый. Живот и конечности – черные. Заплата на лбу - "диадема", светло серая, беловатая или желтоватая. Голубая обезьяна имеет хорошо развитые защечные мешки, в которых хранит и транспортирует излишки съеденного продовольствия. Ногти имеются на всех пальцах, а большой палец противопоставлен остальным.

Зубная формула составляет 2/2 1/1 3/3 2/2=32 зуба. Клыки у самцов слегка большие, чем клыки у самок. Типичная температура тела - 37.5C.

Голубая обезьяна – древесный вид, редко спускающийся на землю. Большую часть времени они проводят в кронах деревьев, где находят как пропитание, так и приют и надежное укрытие от врагов. Потенциальную угрозу могут составлять наземные хищные млекопитающие (в частности некоторые кошачьи - леопард и др.), древесные змеи и крупные хищные птицы.

Голубая обезьяна – социальный вид: они живут в группах размером от 10 до 40 особей, содержащей только одного взрослого самца. Между самцами и самками существует четко выраженный половой диморфизм по размерам тела: самцы значительно крупнее самок. Типичные размеры: тело от 50 до 65 см в длину; хвост имеет почти такую же длину как и остальная часть животного; вес самок немного больше 4 кг, зато самцы весят вплоть до 8 кг.

Самки в группе тесно связаны между собой. Они защищают свою территорию от вторжения соседних групп. Взрослый самец обычно остается с группой как минимум от нескольких недель до нескольких лет. Затем его сменяет в группе более молодой и сильный половозрелый самец. Именно самцу принадлежит полное право на спаривание со всеми самками отряда, по мере вступления их в эструс.

Самки голубых обезьян, как и другие представители рода мартышек, после вступления в эструс, демонстрируют самцу свою готовность к спариванию, показывая свою анально-генитальную область. Именно самка всегда выступает инициатором начала брачных отношений.

Во время спаривания самка демонстрирует особое выражение лица, выпячивая вперед нижнюю губу, в то время как рот остается закрытым, постоянно оглядываясь через плечо на самца.

Самки обычно участвуют в размножении и приносят детеныша раз в два года. Рождение детенышей приурочено к началу теплого, дождливого сезона. Мать обычно рождает одного детеныша ночью. Она тут же съедает плаценту и тщательно вылизывает шерстку малыша. Вес при рождении равен примерно 360-370 г.

Младенцы рождаются после 5 месяцев беременности сравнительно хорошо развитыми: с открытыми глазами и телом, покрытым мехом. Они способны прочно удерживаться за шерсть на материнской груди во время ее странствий по лесу и ее кормежке. Другие самки группы с большим интересом относятся к новорожденному и постоянно пытаются подержать новых младенцев. От груди самка отнимает детеныша примерно в 6 месяцев, когда тот переходит к питанию на твердую пищу. Уход матери за детенышем со временем становится менее частым, особенно после первых нескольких месяцев, но продолжается до рождения следующего отпрыска, обычно после 2 лет.

Читать дальше: Коронованная [голубая] мартышка