Венерина мухоловка, или дионея. Венерин башмачок. НАСЕКОМОЯДНЫЕ РАСТЕНИЯ. РОСЯНКА КРУГЛОЛИСТНАЯ (Drosera rotundifolia).Насекомоядные растения, растения хищники, Растения. Деревья. Царство: Phyta или Plantae = Растения

Венерина мухоловка, или дионея

Перейти в оглавление раздела: Насекомоядные растения

Венерина мухоловка, или дионея

Читать дополнительно: Венерина мухоловка: содержание и разведение

Венерина мухоловка, или дионея (лат. Dionaea sp.) — единственный вид хищных растений рода дионея из семейства росянковых (Droseraceae). Названа в честь Венеры — римской богини любви и растений. англ. Venus's-flytrap, или Venus flytrap, или Venus' flytrap Ловушка образована краями листа. Фото

Питается насекомыми и пауками. Произрастает во влажных регионах умеренного климата, включая Атлантическое побережье США и среднюю полосу России. Является видом, культивируемым в декоративном садоводстве.

Венерина мухоловка — небольшое травянистое растение с розеткой из 4-7 листьев, которые растут из короткого подземного стебля. Стебель — луковицеобразный ризом. Листья размером от трёх до семи сантиметров, в зависимости от времени года, длинные листья-ловушки обычно формируются после цветения.

Растёт в почвах с недостатком азота, таких как болота. Недостаток азота является причиной появления ловушек: насекомые служат источником азота, необходимого для синтеза белков. Венерина мухоловка — член немногочисленной группы растений, способных к быстрым движениям.

Механизм захлопывания листа зависит от сложного взаимодействия между его эластичностью, тургором и ростом. В открытом состоянии части листа отогнуты наружу, в закрытом — внутрь, формируя полость, выход из которой закрыт волосками. При стимуляции этих волосков, в основном в результате движения ионов кальция образуется электрический импульс, который распространяется по листу и стимулирует клетки в лопастях и в средней линии листа. Существуют две альтернативные гипотезы эффекта этого импульса. По одной из них эти клетки быстро выделяют фотоны в клеточные стенки, разрыхляя и вызывая их быстрое набухание путем осмоса. Согласно второй гипотезе, клетки во внутренних слоях лопастей и средней части листа быстро секретируют другие ионы, вода также выделяется в результате осмоса, что приводит к коллапсу клеток.

Если добыча не смогла освободиться, она продолжает стимулировать внутреннюю поверхность лопастей листа, вызывая рост клеток. В конце концов, края листов смыкаются, полностью закрывая ловушку и формируя «желудок», в котором происходит процесс переваривания. Переваривание катализируется ферментами, которые секретируются железами в лопастях. Переваривание занимает приблизительно 10 дней, после чего от добычи остается только пустая хитиновая оболочка. После этого ловушка открывается и готова к поимке добычи. За время жизни ловушки в неё в среднем попадают три насекомых...