Растения-полупаразиты ОМЕЛА БЕЛАЯ Viscum album L.Полупаразиты. ОМЕЛА БЕЛАЯ. Омела в народной медицине. Омела : рецепты, лечение, растения паразиты

Омела

ОМЕЛА БЕЛАЯ Viscum album

Перейти в оглавление раздела: Растения-паразиты

• Читать: ОМЕЛА БЕЛАЯ Viscum album L.
  • Читать: ОМЕЛА в народной медицине
  • ПолупаразитыОМЕЛА БЕЛАЯ

Кроме полных растений-паразитов, среди цветковых растений есть довольно большая группа паразитов, которые имеют свои собственные зеленые листья. Они составляют группу так называемых полупаразитов. Растения-полупаразиты, благодаря наличию в их листьях и стеблях хлорофилла, способны к фотосинтезу, а вот воду и минеральные вещества они добывают паразитически, т. е. отнимая у других растений, на которых они паразитируют.

Некоторые растения полупаразиты могут существовать самостоятельно, так как у них имеются и листья, и корни, но при определенных условиях они начинают добывать себе дополнительное питание, отнимая его у своих соседей, становясь, таким образом, паразитом.

К растениям этой группы относятся хорошо известные всем полевые цветы, как иван-да-марья, мытник, погремок и ряд других видов. Когда корни такого растения-полупаразита приходят в соприкосновение с корнями другого растения, подходящего для того, чтобы стать растением-хозяином, то полупаразит тут же использует эту возможность поживиться. На его корнях тут же образуются корневые присоски, которыми он букваль присасывается к растению-хозяину. Их можно обнаружить и рассмотреть, если осторожно выкопать корневые системы полупаразита и соседних с ним растений.

По-видимому, вред, который наносят такие паразиты другим растениям, небольшой. И обычно растения-хозяева по внешнему виду практически не отличаются от незараженных растений и у них незаметны каких-либо признаки их угнетения.

Одним из интереснейших таких растений-полупаразитов является омела. У нас, в СНГ, омела встречается преимущественно в южных районах Украины и России, обычна в Крыму и на Кавказе. Особенно часто она поселяется на таких плодовых деревьях как груша и яблоня, на тополях, реже на других видах древесных пород.

Омела представляет собой сильно ветвящийся многолетний вечно зеленый кустарник, с кожистыми листьями темно-зеленого цвета. Она иногда достигает тридцати-сорокалетнего возраста. По внешнему виду кустарник омелы, поселившийся на ветвях дерева, напоминает компактное гнездо крупной птицы. В основании куста омелы вместо корней развивается система присосок, которые прорастая в древесину, проникают в растение-хозяина. Плод омелы - ягоды, которые внешне очень похожи на ягоды белой смородины. Их в осеннее и зимнее время весьма охотно поедают различные птицы, особенно дрозды. Мякоть ягоды омелы слизистая и очень клейкая. Поэтому птицам после трапезы приходится очищать свой клюв, обтирая его о ветки деревьев. Остатки ягод с семенами прилипают к веткам, и там их семена прорастают. При этомом крешок зародыша омелы пробивает кору ветки и дорастает до древесины.

После этого стебелек омелы с семядолями начинает расти. Корешок же в процессе дальнейшего развития видоизменяется в присоски, напоминающие по виду грабли. И хотя омела и не является полным паразитом, но она может принести своему растению-хозяину заметный ущерб, особенно при массовом его заражении.