размножение грибов спорами: Грибы со стреляющими спорами: фото, видео

Грибы со стреляющими спорами

Стреляющие грибы

Грибы со стреляющими спорами

• Оглавление раздела: Грибы
  • Споры некоторых грибов развивают ускорение в 180 000 g

В грибном царстве довольно часто наблюдается распространение спор (т. е. грибных семян) посредством «выстреливания» их: когда споры созревают орган, хранящий их, лопается, и споры мелкой пылью рассеиваются во все стороны. Но у некоторых представителей грибного царства наблюдается не простое разбрасывание спор, а «выстреливание» по определенному направлению - именно, по тому, откуда идет свет.

Эта своеобразная «стрельба по видимой цели» хорошо наблюдается у небольшого грибка Pilobolus cristallinus, часто развивающегося на навозе. Если навозную землю, заключающую грибницу этого гриба, положить в картонный ящик с небольшим стеклянным окошечком, то плодовые тела гриба при своем развитии будут явно тянуться к окошечку. Когда созреют споры, они будут «выстреливаться» грибом прямо в стеклянное окошечко. По легкому шуму ударяющихся о стекло спор, легко проследить, с какою меткостью совершается эта своеобразная стрельба. Меткость зависит здесь просто от того, что плодовое тело гриба изгибает свою ножку под влиянием света так, чтобы верхушка спорангия была обращена прямо к окошечку. Сила взрыва обусловлена напором соков в зеленом грибе. Сама по себе сила метания ничтожна, но, по сравнению с небольшими размерами грибка, она все же довольно значительна.

Стреляющие грибы

Крошечные грибы, пирующие на фекалиях травоядных, выстреливают свои споры не с самой внушительной скоростью, но зато со стартовым ускорением, которое бьёт все известные рекорды в живой природе. Открытие совершили Николас Мани (Nicholas Money) и его коллеги из университета Майами в Огайо (Miami University). Микроскопические грибы «придумали» нечто вроде шприцов, которые выстреливают споры (их размер колеблется у разных видов от 10 микрометров до 0,5 миллиметра) на расстояние до 2,5 метра. Так увеличивается шанс на то, что споры будут съедены травоядным животным и цикл размножения продолжится.

Мани и его коллеги отсняли выброс спор у четырёх видов грибов с темпом съёмки 250 тысяч кадров в секунду. Таким способом удалось выяснить интересные подробности. Скажем, скорость полёта спор оказалась не особенно высокой (до 25 метров в секунду), хотя с учётом микроскопических размеров самих грибов и спор — это совсем немало. Но вот ускорение, с которым споры набирают указанную скорость, оказалось колоссальным: от 20 тысяч до 180 тысяч g.

Исследователи напоминают, что мало кто в животном и растительном мире может приблизиться к этому показателю. Например, блоха стартует с ускорением в 200 g, а жала некоторых медуз выстреливают в сторону жертвы с ускорением 40 тысяч g. С тонкостями стреляющего механизма грибов ещё предстоит разобраться, хотя в общих чертах он понятен — тут работает осмотическое давление в «стебле» или «стволе», который и выбрасывает споры. Ранее, как говорят американские учёные, многие исследователи допускали ряд ошибок в оценке параметров полёта спор и давления внутри «стартовых комплексов». Оно, кстати, по вычислениям Мани получилось вовсе не гигантским. Тем удивительнее достигаемый эффект.

Читать дальше: Стреляющие грибы (биология и систематика)