Гриб: Сигара дьявола (Chorioactis geaster )

Гриб: Сигара дьявола (Chorioactis geaster )

• Класс: Pezizomycetes =
  • Отряд: Pezizales =
  • Семейство: Chorioactidaceae =
  • Род: Chorioactis Kupfer ex Eckblad (1968) =
  • Вид: Chorioactis geaster Kupfer ex Eckblad (1968) = Сигара дьявола

Род Chorioactis содержит всего один вид Chorioactis geaster, этот гриб в США обычно известен как сигары дьявола или звезды Техаса. Это крайне редко встречающийся гриб, который  отличается своей необычной внешностью и разорванным ареалом распространения: он на сегодняшний день известен только из некоторых мест в Техасе и Японии.

Его плодовое тело растет на пнях или мертвых корнях вязов (в Техасе) или дубов (в Японии), и по внешнему виду несколько напоминает темно-коричневую или черную сигару до того, пока она радиально не расщепляется в виде звезды с примерно 5-7 кожистыми лучами. Внутренняя поверхность плодового тела несет спороносящие ткани, известные как гимением, которые окрашены в белый или коричневый цвет, в зависимости от его возраста. Открытие плодового тела может сопровождаться отчетливым шипящим звуком и выпуском дымного облака спор.

Кири, дерева императрицы (Paulownia tomentosa = Павлония войлочная)

Плодовые тела гриба Сигара дьявола впервые были собраны в Остине, штат Техас, и вид был назван Urnula Geaster в 1893 году, он был найден позже, в 1937 году в Кюсю, но об этом грибе больше небыло сообщений в Японии до 1973 года. Новое название рода - Chorioactis, было предложено для этого уникального вида уже через несколько лет после его первоначального открытия, но оно не было принято вплоть до 1968 года. Исторически сложилось так, что сначала род Chorioactis был помещен в семейство грибов Sarcosomataceae, несмотря на несоответствие в микроскопической структуре сумки, в которой образуются споры. И только филогенетический анализа последнего десятилетия уточнил классификацию гриба Chorioactis, по которой он вместе с тремя другими родами, теперь составляет семейство Chorioactidaceae, официально признанное в 2008 году. В 2009 году японские исследователи сообщили об обнаружении вида гриба у которого отсутствует половой этап жизненного цикла, а это бесполое состояние получило название Kumanasamuha Geaster.

Гриб Сигара дьявола был впервые описан ботаником Люсьена Маркус Андервуд, который послал образцы микологу Чарльзу Хортон Пек для идентификации. Именно Пек описал вид как Urnula Geaster, при этом он выразил сомнение относительно ее общего размещения в роде Urnula. Дальнейшие исследования морфологии этого гриба показали, что техасский вид был настолько не похожи на других родственных грибов, что стало очевидным разместить его в отдельный новый род, который был назван Chorioactis. Название рода Chorioactis было закреплено в 1968 году Finn-Эгиль Eckblad в его всеобъемлющий монографии о дискомицетах.

В Японии гриб Сигара дьявола называется kirinomitake, потому что незрелое, в нераспечатанном виде плодовое тело гриба имеет некоторое сходство со стручками семян Кири, дерева императрицы (Paulownia tomentosa = Павлония войлочная) (см. фото справа).

Сигара дьявола (Chorioactis geaster )

С виду гриб Сигара дьявола темно-коричневого цвета, сигарообразной формы с продольными расколами, которые идут вниз примерно на полпути его длины. Раскол обнажает светлую ткань внутри. Вскоре после расхождение краев трещины, происходит разделение на загнутые лучи. Молодые особи гриба Сигара дьявола имеют полую, клубнеобразное темно-коричневое плодовое тело, соединенное со стеблем, который обычно закопан в землю менее, чем полого корпуса тела гриба или равна его длине. Плоть стебля и плодового тела белого цвета, в то время как внутренняя поверхность желтовато-белая, приобретающая с возрастом светло-коричневый цвет. Плодовое тело гриба Сигара дьявола изменяется по ширине от 1,2 до 3,5 см в толстой части, и имеет длину от 4 до 12 см; стебель имеет от 0,75 до 1,5 см в ширину и 1 до 5 см длиной. И стебель и плодовое тело покрыты плотным слоем мягких коричневых бархатных "волосков", или войлоком. В зрелости, плодовое тело расщепляется на 4-7 лучей, которые искривляются вниз, становясь похожими на грибы из рода Geastrum.

Споры имеются на внутренней поверхности лучей, которые, в зависимости от зрелости особи гриба, могут варьировать в цвете от беловатого до шафранового и каштанового. Кожистые лучи до 0,35 см толщиной. Плодовое тело остается закрытым, пока не созреют споры; открытие плодового тела вызвано давлением со стороны набухших paraphyses - стерильные (т.е. не репродуктивных) клеток, которые перемежаются между аскоспорами. Раскрытие сопровождается выпуском облака спор, напоминающих пыль. Характерная форма неоткрытого плодового тела, а также дымный выпуск спор и дали грибу свое общее название "сигары дьявола". Сигара дьявола (Chorioactis geaster ) Разлет спор при разрыве, как полагают, вызван внезапным изменением относительной влажности во внутренней камере корпуса плодового тела и внешней среды. Разлет спор сопровождается свистящим звуком, такое звуковое явления как известно, происходит примерно еще у пятнадцати других видов грибов.

В настоящее время этот редкий гриб занесен в список исчезающих видов в Японии. В США этот грибвстречается в основном в центральном Техасе, остальные его группировки отмечены в северо-восточной части штата. И хотя вид Сигара дьявола  считается редким грибом из-за его ограниченного распространения во всем мире, но локально он может быть в изобилии. В Техасе, плодовые тела найдены растущими одиночно или группами из корней и пней вязов (Ulmus crassifolia ) или Symplocos myrtacea. В Японии, обычные хозяева - мертвые дубы, при этом плодовые тела могут быть сгруппированы вместе близко к основанию пня, или на корнях у пня. Плодовые тела, как правило, исходят из точки 5 до 10 см под землей. В Техасе, плодовые тела обычно появляются в период с октября по апрель, так как это период связан с несколько прохладной погодой, а условия температуры и влажности в это время, по-видимому, более благоприятны для роста. Ученые не знают, почему гриб Сигара дьявола таинственно живет только в Техасе и Японии, расположенные примерно в той же широте, но разделенные примерно 11000 км. Фред Джей Сивер прокомментировал "это только еще одна иллюстрация необычного и непредсказуемого распределения многих видов грибов." В 2004 году проведено научное исследование по сравнению последовательности ДНК в обеих популяциях грибов с целью оценить степень генетической дивергенции. Ученый пришел к выводу, что две популяции были разделены по крайней мере девятнадцать миллионов лет назад, что исключает возможность человеческой завоза видов из одного места в другое. Хотя нет существенных различий в морфологии между двумя популяциями, имеются некоторые различия в их истории жизни...