Кошениль: биология кокцид и разведение. Кошениль и Кармин. Кошенильные кактусы.

Кошениль: биология кокцид и разведение

Кошениль

Кошениль: биология кокцид и разведение

Кошениль - мягкотелые, плоские, овальной формы щитовки. Самки бескрылые, около 5 мм (0,2 дюйма) длинной, группами собираются на кактусе. Они неподвижно сидят на кактусе и питаются его соком, который высасывают хоботком. После спаривания оплодотворённая самка увеличивается в размере и откладывает яйца. Личинки выделяют белое воскоподобное вещество и покрывают им своё тело для защиты от воды и избытка солнечных лучей. Из-за этого вещества снаружи кошениль выглядит белой или серой, хотя и взрослое насекомое, и личинка вырабатывают красный пигмент, поэтому под защитной плёнкой насекомое тёмно-багрового цвета. Взрослые самцы отличаются от самок, они меньше размером и имеют крылья.

Koshenil1

Расселяются кошенили на стадии личинки (на стадии гусеницы). Личинки заползают на кормовые растения и вырабатывают длинные восковые нити. Затем они поднимаются на край стеблей кактуса, ветер подхватывает восковые нити и таким образом, по воздуху кошенили перемещаются на другие растения. Перенесённые ветром особи закрепляются на новом растении для кормления и воспроизводства потомства.[7] Личинки-самцы питаются кактусом до половой зрелости. Взрослые половозрелые самцы не могут питаться и живут только период, необходимый для оплодотворения яиц.[8] По этой причине их редко можно встретить.

Кактус-хозяин. Заражённые стебли кактуса опунция фикус-индика (Opuntia ficus-indica).

Родина кошенили dactylopius coccus - тропики и субтропики Южной Америки и Мексики. Растением-хозяином для этих насекомых является местный кактус. Кошениль завезли вместе с кактусом-хозяином в Испанию, на Канарские острова, в Алжир и Австралию, а также в Эритрею, где кактусы для их разведения уже в изобилии произрастали. Существует 150 видов кактусов опунция, и хотя разводить кошениль можно почти на всех видах, лучше всего подходит опунция фикус-индика.[9] Все растения-хозяева, пригодные для колоний кошенили относятся к опунции, среди них: Opuntia amyclaea, O. atropes, O. cantabrigiensis, O. brasilienis, O. ficus-indica, O. fuliginosa, O. jaliscana, O. leucotricha, O. lindheimeri, O. microdasys, O. megacantha, O. pilifera, O. robusta, O. sarca, O. schikendantzii, O. stricta, O. streptacantha, и O. tomentosa.[1] Кормясь, кошениль сильно повреждает растение, а иногда может убить его. Другие виды кошенили, отличные от мексиканской, кормятся на тех же видах опунции, и вполне вероятно, что широкий круг растений-хозяев, упомянутых выше, считаются кормовой базой мексиканской кошенили, так как трудно отличить один вид насекомых от других, менее распространённых видов.

Разведение: Кошениль разводят двумя способами: традиционным и контролируемым. Традиционным методом кошениль разводят, высаживая заражённые кактусы или заражая здоровые кактусы, а затем собирая насекомых вручную. При контролируемом методе на растении-хозяине размещают маленькие ёмкости, которые называются домики сапотеков (Zapotec nests). В ёмкости содержатся чистые, половозрелые самки, которые выходят из нее и закрепляются на кактусе в ожидании самца для оплодотворения. При использовании обоих методов разведения кошенилей необходимо защищать от хищников, холода и дождя. Полный цикл длится три месяца, в течение которых поддерживается постоянная температура 27 градусов Цельсия. По окончанию цикла, новые кошенили его возобновляют или их высушивают для производства красителя.

Для производства красителя из кошенили, насекомых собирают примерно в возрасте 90 дней. Сбор этих насекомых - довольно тяжёлый труд, так как их нужно сбить, смести щёткой, или собрать руками с кактусов и поместить в пакет. Насекомых собирают небольшие группы сборщиков, которые продают их местным производителям или экспортёрам.[10]

У кошенили существует несколько естественных врагов, снижающих популяцию этих насекомых. Из всех хищников, насекомые являются самой важной группой. Были выявлены насекомые и их личинки, такие как огнёвки отряда чешуекрылых, которые уничтожают кактусы, и хищники - коровки (жесткокрылые), различные двукрылые (журчалки и серебрянки), златоглазки (сетчатокрылые) и муравьи (перепончатокрылые), а также осы паразитические. Многие птицы, грызуны, особенно крысы и пресмыкающиеся поедают кошениль. В регионах, зависимых от разведения кошенили, необходимо принимать серьёзные меры по борьбе с вредителями. Для небольших производств ручной метод контроля является наиболее эффективным и безопасным. На крупных производствах необходимо разрабатывать передовые методы контроля над вредителями, включая альтернативные способы борьбы - биоинсектициды или ловушки с феромонами.

Разведение в Австралии

Впервые опунцию завезли в Австралию для организации производства кошенили в 1788 году. Капитан Артур Филлип, направляясь в Австралию для основания первой европейской колонии Ботани-Бей (частью которой сегодня является Сидней, Новый Южный Уэльс), привёз из Бразилии несколько заражённых кошенилью растений. В то время Испания и Португалия, имевшие колонии в Новом свете, были мировыми монополистами по производству красителя из кошенили. Англичанам же нужен был собственный источник кошенили, так как этот краситель был необходим в производстве одежды и обмундирования (например, он использовался для окрашивания мундиров британских солдат).

Читать дальше: История кошенили