Гурами целующийся, или хэлостома Helostoma temminkii, содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Гурами целующийся или хэлостома

Гурами целующийся или хэлостома = Helostoma temminkii

Целующийся гурами или хэлостома широко распространены в Восточной Индии, и в водоемах Индо-Малайского региона. Они образует самостоятельное семейство всего с одним родом и одним видом в нем. Гурами целующийся имеют зубы, расположенные у них на губах, так как они используются для соскабливания водорослевых обрастаний. И в отличие от остальных лабиринтовых, других зубов у них нет. Губные зубы целующихся гурами постоянно нуждаются в чистке, что рыбы осуществляют, смыкая губы друг друга, отсюда и их название - "целующиеся". При этом к взаимоотношениям полов эти «поцелуи» не имеют отношения, а «целоваться» могут любы, в том числе и однополые особи.

Фото Гурами целующийся или хэлостома = Helostoma temminkii

У рыб взятых из природных местообитаний основной фон тела — зеленовато-коричневый, а их чешуйки в отраженных лучах света имеют зеленоватый или голубой отблеск. В аквариумах в настоящее время встречаются две цветовые формы целующихся гурами — кремово-желтая или ксанторическая форма и серебристая, которая значительно менее популярна. При разведении у кремовых пар могут появиться особи обеих цветовых форм. Гурами целующийся сравнительно крупные рыбы, в аквариуме они могут выростать до 30 см, несмотря на это, они не представляют опасности даже для самых мелких рыбешек. Они то и делают, что постояннго соскребают со стенок аквариума и листьев высших растений различные микроскопические водорослевые обрастания, прекрасно справляясь с этой работой. Благодаря этой их природной специализации, значительно облегчается кормление целующихся гурами: они всеядны, и охотно берут различные сухие корма. Заметим, что целующихся гурами выращивают в прудах и как промысловую рыбу.

Гурами целующийся или хэлостома = Helostoma temminkii

Половой диморфизм не выражен, половые различия у культурных форм плохо выражены. И только в период нереста у самцов могут потемнеть спинной и анальный плавники, а также получить более интенсивную окраску.

Половозрелыми становятся гурами, достигшие длины около 10 см. Нерест стимулирует прилив свежей воды при температуре 26-28 °С. Замечено, что иногда самец выпускает на поверхность воды маслянистый секрет, в котором и фиксируются икринки. Хотя рыбы могут успешно отнереститься и без него. Но, поскольку секрет этот абсолютно прозрачен и виден только при определенном направлении падающих лучей света, то вполне возможно, что он выбрасывается самцом каждый раз перед откладкой икры...

Фото Гурами целующийся или хэлостома = Helostoma temminkii

Нерест целующихся гурами происходит преимущественно в сумерки или ночью. И так как икра пелагическая, то она фиксируется либо в пятне выделенного самцом секрета на поверхности, либо среди растений. Самец охраняет кладку, хотя и делает это он не очень активно, плавая в стороне. Потому можно убрать обоих производителей из нерестового аквариума по завершении нереста. Инкубационный переиод икры короток, а выклев личинок происходит в первые же сутки, а через три дня мальки активно плавают и начинают кормиться.

Гурами целующийся или хэлостома = Helostoma temminkii Фото

Замечено, что маслянистый секрет вскоре начинает привлекать бактерий, активно разлагающих его, и поэтому под пятном образуется облачко инфузорий, которые составляют стартовый корм для молоди. Молодь выкармливают не только обычными кормами для мальков, но и порошком из высушенных листьев салата или шпината. Плодовитость самок при подобной небрежной охране потомства, естественно, велика, а крупные самки выметывают до 10 тыс. икринок.