Белонтии (Belontia signata, Belontia hasselti) или цейлонский и архипелаговый макроподы, содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Род Belontia = Белонтии (макроподы)

В аквариумной литературе за этими рыбками закрепилось название «цейлонский макропод». Оно не совсем верно. Так можно называть только один вид — Belontia signata, которая обнаружена только на острове Шри-Ланка (ранее — остров Цейлон). Другой вид, Belontia hasselti, напротив, довольно широко распространен, хотя ареал его не сплошной, а разорванный (свидетельство, что ранее эти рыбы были более распространены). Эта белонтия встречается местами на Малайском архипелаге и на Борнео, Суматре, а потому в Европе ее называют «архипелаговый макропод». Кроме того, как видно из систематики, белонтии не входят в род Macropodus.

Тело у рыб сжатое с боков, вытянутое, голова непропорционально крупная. Окраска бронзовая, более насыщенная в задней части корпуса; кромка зубчатого спинного плавника, удлиненные лучи на его конце и такие же лучи анального, а также хвостовой плавник красноватые, у самца лучи этих плавников удлинены (хвостовой у обоих полов закругленный, у некоторых крупных самцов — зазубренный по краю). Это описание основной формы. Но есть и вторая форма цейлонского вида с более удлиненным корпусом, преобладанием голубого цвета в основании грудных плавников, вытянутыми лучами спинного и анального плавников. Самцы несколько крупнее самок, а у тех более полное брюшко. Но различить пол можно только при сравнении взрослых рыб, молодые абсолютно неразличимы.

Аквариум должен иметь густые заросли растений в одном из углов, желательны плавающие растения. Размер водоема на пару рыб от 50 литров. Содержать несколько крупных пар возможно только в крупном водоеме в укрытиями: белонтии — ярко выраженные территориальные рыбы, и необходимо, чтобы их участки не пересекались. Обязательным условием успешного содержания белонтии является высокая температура 25-30 °С. Совмещать белонтий возможно только с нелабиринтовыми рыбами равного с ними размера.

Перед нерестом самец расширяет свой ревир, поэтому удачный, спокойный нерест протекает в больших аквариумах. Соседей из рыб других семейств в небольшом количестве желательно оставить, лучше подойдут мелкие сомы, которые не повредят икре и малькам. Оставить их надо для того, чтобы белонтии на них разряжали свою агрессивность и меньше направляли ее друг на друга. Самец строит большое гнездо под укрытием (например, плавающим листом), но может построить еще несколько мелких, дополнительных. Самец стоит под гнездом, ухаживает за икрой, личинками. Самка после нереста к гнезду не подпускается, но порой находится вблизи или даже активно охраняет нерестовый ревир, перемещаясь под гнездом на безопасном расстоянии. Присутствие самки в нерестовом ревире самца не беспокоит.

Количество икринок в гнезде колеблется от 200 до 900, развитие их занимает около 30 часов при температуре 28 °С. Личинки находятся в гнезде около 5 суток, мальки, расплывающиеся из гнезда, имеют 5-6 мм длины. Сравнительно крупные размеры мальков позволяют в качестве стартового корма использовать науплиусов артемии. Взрослые рыбы поедают живой и неживой корм, их можно кормить резаными дождевыми червями, мальками рыб. Размеры взрослых самцов достигают 12 см (самок — около 10 см). Архипелаговый вид белонтии крупнее — до 19,5 см и нуждается для нереста в водоеме от 200 л. Эти рыбы практически не строят афрогнездо, икра выметывается в заросли растений у поверхности, охраняют ее оба родителя. Развитие протекает быстро: через 28-30 часов выклевываются личинки, они начинают активно питаться — на третьи сутки.

Источник: http://aquascope.ru