ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИИ ТРЕХИГЛОЙ КОЛЮШКИ. Колюшка трехиглая. Колюшкообразные, Аквариумныек рыбки, содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Трёхиглая колюшка

Перейти в оглавление раздела: Колюшка трехиглая

ОСОБЕННОСТИ ЭКОЛОГИИ ТРЕХИГЛОЙ КОЛЮШКИ GASTEROSTEUS ACULEATUS LINNE В СВЯЗИ С АНТРОПОГЕННЫМ ВОЗДЕЙСТВИЕМ

Features of ecology of a threespine stickleback Gasterosteus aculeatus Linne

С.С. Григорьев. Камчатский филиал Тихоокеанского института географии ДВО РАН, Петропавловск-Камчатский

Колюшковые рыбы (сем. Gasterosteidae) широко распространены в морских и пресных водах Евразии и северной Америки. Всего семейство включает пять родов, три из которых содержат по одному виду. Самым изученным видом является трехиглая колюшка Gasterosteus aculeatus. По мнению В.В. Зюганова (1991) этот вид привлек внимание зоологов едва ли не больше, чем любой другой представитель мировой фауны. По колюшковым имеются более 2000 работ, и из них свыше 80% посвящены трехиглой колюшке (Coad, 1981). Несмотря на то, что колюшки не имеют важного промыслового значения, некоторые их особенности представляют интерес для экологов, генетиков, физиологов и эволюционистов. Изучение биологии колюшковых важно для выяснения состояния прибрежных морских экосистем, поскольку эти рыбы там доминируют и связаны разнообразными зависимостями с рядом хозяйственно ценных видов.

Колюшки относятся к тем немногим объектам, для которых антропогенное влияние вызывает увеличение численности. Этому способствует их эвригалинность и эвритермность, эврибионтность, эврифагия, устойчивость к загрязнениям, освобождение пищевых ниш из-за перелова промысловых рыб. Гидротехнические и ирригационные работы способствуют проникновению колюшек в новые водоемы. Такие качества, как ранняя половозрелость, короткоцикловость, высокая воспроизводительная способность, активная забота о потомстве, пополнение, превышающее остаток, позволяют колюшкам выдерживать интенсивное промысловое воздействие. В настоящее время уже можно говорить о хозяйственном использовании колюшек (в первую очередь трехиглой, обла Фотодающей набольшей численностью).

Трехиглая колюшка имеет изолированный ареал в северной части Атлантического и Тихого океанов: в Европе от Белого моря, Новой Земли и Кольского полуострова до Черного моря; у берегов Гренландии, Исландии, в Северной Америке от Гудзонова залива до Нью-Йорка. По Тихоокеанскому побережью Северной Америки от Аляски до Южной Калифорнии. В Восточной Азии трехиглая колюшка распространена от Берингова пролива до Кореи и Японии (Берг, 1949). Считается, что между северо-азиатскими и северо-американскими популяциями нет разрыва, так как они связаны цепью популяций Алеутских и Командорских островов.

Трехиглая колюшка отличается эвригалинностью и эвритермностью, обитает от олиготрофных водоемов до супергалинных с соленостью до 100 промиле и от температуры, близкой к 0? до 32?С в горячих источниках Камчатки (Rendahl, 1931). Питается фито-, зоопланктоном и бентосом. Имеет широкий спектр питания, охотится на любые движущиеся объекты мелких размеров: личинок насекомых, червей, ракообразных.

Обычная длина тела взрослых экземпляров трехиглой колюшки - 10-13 см, продолжительность жизни - в среднем 2-3 года. В природных популяциях трехиглая колюшка может достигать половозрелости как минимум за 1 год. Вид подвержен многочисленным вариациям в отношении развития боковых пластин (количество которых до 35), количества, расположения и высоты спинных колючек, длины и зазубренности брюшных колючек, структуры тазового пояса, количества позвонков и жаберных тычинок, окраски, длин Фотоы и формы тела. Более выражена изменчивость пресноводных форм.

Представляет интерес особеность экологии трехиглой колюшки, когда ее формы ведут себя как виды, т.е. не обмениваются генами при совместном обитании. Например, в оз. Азабачьем, бассейн р. Камчатка, постоянно обитает жилая форма, а весной туда на нерест из моря приходит типичная проходная форма. Эти две формы отличаются по окраске, количеству боковых пластин, жаберных тычинок и пластическим признакам. Несмотря на нерест в одних и тех же местах, гибридов этих форм обнаружено не было. Всего известно шесть таких случаев (Зюганов, Бугаев, 1988).

Обычно различают три типа образа жизни трехиглой колюшки: морской (размножение на мелководье в море), проходной (размножение в ручьях, реках или озерах, молодь скатывается в море), пресноводный или жилой (живут и размножаются в пресной воде, не выходят в море). Иногда выделяют гибридную форму. Между морской и проходной формами нет генетических различий, но между проходной и жилой формами такие различия имеются (Зюганов, 1988).

Колюшки морской и проходной форм имеют сильное развитие боковых пластин и киля, крепкие спинные и брюшные колючки. На хвостовом стебле боковые пластины переходят в киль. В связи с пелагическим образом жизни тело веретенообразное, сжатое с боков. Питаются зоопланктоном. Эти формы по западному и восточному побережью Камчатки наиболее многочисленны по сравнению с прочими формами.

Пресноводная форма более разнообразна по всем признакам. Чаще всего киля на хвостовом стебле нет. Размеры мельче, чем у морских. Спинные и брюшные колючки развиты слабо. Меньше количество жаберных тычинок. Форма тела менее прогонистая, зависит от образа жизни (большинство бентофаги). У гибридной формы боковые пластины и киль на хвостовом стебле разделены промежутком.

Нерест колюшек происходит в период с апреля по август в зависимости от широты расположения водоема, температурного и светового режимов. Нерест порционный: до 10 актов нереста в сезоне. В некоторых популяциях происходит массовая гибель рыб после нереста. Самка откладывает икру в гнездо, которое строит самец. Гнездостроительство и забота самца о потомстве компенсируют невысокую плодовитость самки.

Трехиглая колюшка строит гнездо на грунте. Готовое гнездо имеет форму шара диаметром до 10 см. Большая часть гнезда зарыта в ил, и поэтому незаметна. Обычно гнезда строятся на мелководье. Гнезда обычно строятся из растительного материала и песка.

Внутри каждой формы трехиглой колюшки имеются особенности строительства гнезд, связанные со средой обитания. Морская форма для строительства гнезд предпочитает течение и песчаный грунт. Жилая форма строит гнезда в стоячей воде, на илистом или покрытым растительностью грунте.

Гнезда морской формы отмечались с глубины 2-3 см и до 1,5 м, но основное их количество найдено на глубине 25-50 см. Характерная особенность нерестовых биотопов – это наличие укрытий (камней, коряг и т.п.). Часто нерестилища отделены от остальных частей водоема естественной преградой: грядой камней, мелководьем, густыми зарослями тростника. Но на охотском побережье о. Сахалин нерест отмечен на полностью открытых участках дна.

Кладки икры всех колюшек развиваются в гнезде под охраной самца. Самец вентилирует икру в гнезде и убирает неоплодотворенные и погибшие икринки. После вылупления молодь в течение 5-7 дней также находится под защитой самца. Выживаемость икры у колюшек очень высокая, приближается к 100%.

Трехиглая колюшка в водоемах может играть как отрицательную, так и положительную роль. В первом слкчае – это пищевая конкуренция с промысловыми рыбами. Так, Е.М. Крохин (1970), используя общепринятые для планктоядных рыб кормовые затраты (15 г зоопланктона для продуцирования 1 г сырой массы) подсчитал, что половина трехиглой колюшки из оз. Дальнего на Камчатке в пик численности потребляет 1/3 от общего потребления пелагических ракообразных рыбами-планктофагами, а во время депрессивной численности – 5-10%. Однако некоторые исследователи ставят под сомнение отрицательную роль колюшек как конкурентов питания промысловых рыб. Существует мнение, что они приносят больше пользы, чем вреда, так как питаются преимущественно собственной икрой и не являются существенным хищником для молоди ценных лососевых рыб (Wooton, 1976; Зюганов, 1991).

Положительную роль колюшки играют как объект питания хозяйственно ценных рыб. Известно, что в водах Камчатки колюшек потребляют гольцы, микижа, хариус, щука. В бассейне р. Камчатка во время вспышки численности трехиглой колюшки микижа, арктический голец и кунджа длиной свыше 30 см полностью переходят на питание этим видом во время его хода (Карпов и др., 1969; Кохменко, 1972; Максимов, Долгов, 1983; Зюганов, 1991).

Колюшек используют промыслом на Белом и Балтийском морях. Добываются они ставными неводами и тралами. Имеется опыт использования колюшек для приготовления кормовой муки и жира, как корм для кур и уток и в качестве органического удобрения для удобрения полей. В 80-е годы XX века на Камчатке в связи со вспышкой численности трехиглая колюшка использовалась в сравнительно небольших объемах Усть-Камчатским рыбокомбинатом (Зюганов, 1991). Кроме того, колюшки могут быть использованы как виды индикаторы неблагоприятного состояния экосистемы.