Дрессировка и удивительные способности рыб. Ум рыб. Рефлексы, научение, опыт, Сообразительность рыб. Места обитания рыб. Интересное о рыбах и морских обитателях , Аквариумныек рыбки, содержание, разведение, поведение, питание, корм, темпе

Дрессировка и удивительные способности рыб

Читать: Рыбий "УМ" или рефлексы? Ум или рефлексы? - ч.2

В этом очерке вы узнаете, как можно научить рыб танцевать, играть в мяч, плавать через обруч, а также различать геометрические тела или световые сигналы. Вы узнаете какие рыбы пользуются стрельбой или радарами...

Как рыб дрессировали раньше?

В одном калифорнийском бассейне с фонтаном раньше жил необычный дрессированный окунь, который по свистку проплывал через находившийся в бассейне небольшой обруч, а затем выпрыгивал из воды на руки своего хозяина, где и получал от него угощение за свой трюк.

Учёные, проводившие ряд экспериментов над рыбами, установили, что обыкновенный окунь - одна из самых умных рыб, очень сообразительны и такие пресноводные рыбы как пескари, карпы, золотые рыбки, гнатонемусы. Некоторым исследователям удавалось дрессировать и приручать морских обитателей, к примеру, барракуду, которая стала ручной и податливой, или мурен, которые брали пищу из рук людей, позволяли погладить себя или немного поиграть. Следует помнить, что такие эксперименты не всегда безопасны, так как одна из таких полуручных мурен так быстро выхватила из рук неосторожного аквалангиста пищу, что содрала кожу и мясо с пальца вплоть до кости.

Начнём дрессировку с простого...

Если у Вас живет золотая рыбка, то можно взять маленький плотик, к которому нужно привязать кучочек верёвочки и положите на воду в аквариуме. На плотик следует насыпать любимую пищу золотой рыбки - например, муравьиные яйца или мотыль. Рыбка практически тотчас же подплывёт и станет пытаться пожёвывать верёвочку (которую предварительно можно пропитать в чем-то съестном). И кода она чуть сильнее дёрнет за верёвку, пища с плотика должна посыпаться в воду. Практически одного такого случайного урока достаточно, чтобы золотая рыбка поняла: если дёрнуть за верёвочку - появится еда. Отныне она всегда будет подплывать к плотику и дёргать за верёвку, только вы его туда поставите, чтобы получить вознаграждение.

Когда однажды такой же эксперимент, был провёл в большом аквариуме с барбусами двух видов, скаляриями, данио, моллинезиями и другими видами рыб, куда запускался плотик с мотылем, то сначала пришлось прикреплять к ниточке одну личинку мотыля, за которую дургали барбусы. Вскоре прикреплять к веревочке мотыля уже было не нужно, так как барбусы в течении не более чем десятка секунд после того, как плотик оказывался на воде, дёргали за верёвочку и добывали себе пищу. Однако другие рыбы этому трюку так и не научились.

Рыбы-меломаны.

Кроме золотой рыбки и барбусов обучить добывать пищу с плотика можно и нашего пескаря. А затем можно и усложнить ему задачу следующим музыкальным образом, для чего необходим какой-нибудь музыкальный инструмент.

Положите плотик с небольшим количеством еды на воду (наприме, с одним небольшим мотылем), и, когда обученный пескарь подплывёт к нём, пусть прозвучит, например, нота "до". Рыбка дернет веревочку и съест упавшего червя. Теперь снова положите плотик, но только пустой, на воду. Когда пескарь подплывёт, должна прозвучать, например, нота "ре". Пескарь перевернёт плотик и обнаружит, что он пуст.

Через некоторое время снова опусткайте на воду то пустой плотик, одновременно с нотой "ре", то плотик с мотылем, одновременно с нотой "до". Рано или поздно пескарь обучится тому, что с нотой "ре" рыбка не получит ничего, а с нотой "до" - пищу. Это показывает, что пескари могут различать ноты "до" и "ре", хотя не всякий человек отличит их друг от друга! Кстати, аналогичный на описанный эксперимент можно провести и с золотой рыбкой либо карпом, которые обладают менее музыкальным слухом и могут различить лишь крайние ноты октавы - "до" и "ля" или "си". В описанном эксперименте можно вместо нот использовать просто различные звуковые сигналы...

Без труда можно приучить пескаря принимать пищу по свистку. Для этого надо несколько раз перед кормлением свистеть и не давать еды никогда, пока не прозвучит свист. Великолепный слух пескарей исследовали многие учёные, которые установили, что пескари слышат свист даже за тридцать метров, при этом в эксперименте рыбий слух уловил свисток лучше, чем человеческий!

Замечено, что пескари, если играть на скрипке в басовом регистре ритмичную мелодию, начинают быстро вибрировать грудными плавниками, как бы танцуя, а карпы под ритмичную танцевальную мелодию активно плавают и вертятся в аквариуме!

Уже давно известно, что многие рыбы общаются друг с другом при помощи различных звуковых сигналов. Наблюдать и изучать это можно даже у себя дома. Так, если в один из аквариумов посадить самку и самца любой цихлиды, а затем опустить туда гидрофон (изолированный от воды микрофон), а в другой аквариум посадить одну лишь самку цихлиды, и туда же поместить динамик, то вы сможете наблюдать следующеее. Когда самец начинает преследовать самку, он при этом издает звуки угрозы - включите магнитофон, чтобы звуки эти передались из одного аквариума в другой. Самка в другом аквариуму, услышав угрожающие сигналы самца, начинает беспокойно метаться, хотя вокруг ничего и не происходит. Если же эти сигналы послушает другой самец, то он примет воинственную позу, готовясь к схватке с соперником, который, по звукам, нашёл для себя вторую половину.

Цвет и свет.

Установлено, что многие виды амфибий, рептилий, птиц и зверей не различают цвета, а рыбы - их различают. Поэтому рыбу можно приучить к кормлению после определённого цветового сигнала. Чистые холодные тона: фиолетовый, голубой, зелёный - аквариумные рыбки различают лучше всего. Вместе с тем, они могут различать не только тёплые цвета, но даже отличать друг от друга оттенки одного и того же цвета так же, как человек.

Замечено, что рыбы не только различают цвета, но и имеют определённые цветовые предпочтения. Так, красный цвет мормышки-дробинки особенно нравится плотве, а вот коричневый и чёрный предпочитают окуни.

Рыб можно научить кормиться и по определённому световому сигналу или научить различать мигающие сигналы. Возьмите водонепроницаемый источник света, и посветите им в аквариуме секунд пять и дайте рыбкам еду. Через некоторое время несколько раз мигните светом, а затем сделайте рыбам что-либо, что им не нравится. После двух-трёх таких уроков при сплошном световом сигнале рыбёшки будут бросаться в ожидании кормления и испуганно прятаться - при мигающем свете. Это рыбки обычно помнят около недели, а иногда и месяц.

Геометрические фигуры и рыбки.

Можно приучить рыбку получать пищу после того, как в воду опустится определенная фигура (квадрат, круг, крест, треугольник и т.п.). После того, как рыбки привыкнут, например, к квадрату - как сигналу для приёма пищи, то опустите в воду другую фигуру, например крест. Обычно рыбки вовсе не спешат принимать пищу, так же если вместо креста использовать круг.

Гурами.

Способностей к дрессировке особых у гурами не отмечено, особенным умом они не отличаются. Но у некоторых гурами просто, как говорится, "от природы" есть прямо-таки удивительные способности. Прежде всего, это, конечно, целующиеся гурами рода хелостома. Во время брачных игр самец и самка поворачиваются друг к другу головами, вытягивают губы "трубочкой" и смыкают их в жарком "поцелуе"! Также иллюзия "поцелуя" создаётся, когда рыбы решают территориальные вопросы, вытягивая трубочкой губы. Во время брачных игр любопытно наблюдать за мурлыкающими, или ворчащими гурами (род трихопсис) - самцы, а изредка - даже самки, во время брачных игр и драк выжимают из-под жаберных крышек воздух, в результате чего громко слышен звук, похожий на ворчание или мурлыканье. Разве не замечательно, когда в твоём аквариуме ворчат или целуются рыбки?!

Брызгун!

Брызгун - небольшая рыбка, в длину составляющая не больше 25 см. Самая удивительная черта брызгуна - способность стрелять в добычу струйкой воды. Есть у брызгуна на нёбе особая бороздка. Брызгун набирает в рот воду, прижимая свой язык к бороздке, затем резко сжимает жаберные крышки, выталкивая через род воду, и вот по воздуху к добыче несётся словно пуля - струйка воды. Стрельнуть брызгун может на расстояние более 1 м. Иногда брызгун выпускает целую очередь капель. И вот добыча уже плавает на поверхности воды.

Такую пальбу проще всего устроить и наблюдать в аквариуму, если прикрепить рядом над ним кусочек тухлого мяса, на который будут слетаться мухи. Обычно брызгун не устраивает стрельбу, а довольствуется плавающим на поверхности воды кормом. Но если оголодает - будет палить во что попало. Он может меткими выстрелами гасить спички и окурки, но может попасть и в глаз не осторожному хозяину - так что, надо быть поосторожнее. Способны брызгуны и поймать кого-нибудь на лету или схватить находящуюся на стенке аквариума приманку, за ней он может прыгнуть на 30 см!

И ещё кое-что…

У представителей отряда клюворылообразные или мормирообразные Mormyriformes (семейства - Mormyridae и Gymnarchidae), которые иногда включаются в состав отряда Osteoglossiformes, мозжечок развит до громадных размеров и он доходит до переднего мозга. К этой группе относятся гимнарх, мормирус, кампиломормирус, гнатонемус, мормиропс, петроцефалюс, стоматоринус… И не даром их мозжечок развит до огромных размеров, так как мормирообразные - пожалуй, самые "умные" из рыб!

Так гнатонемуса Петерса или убанги - невелик, 17-23 см, его нижняя губа удлинена. Окрашен убанги красиво - тёмно-коричневый с фиолетовым оттенком и двумя полосами поперёк тела. Если в аквариум к гнатонемусу кинуть поролоновый мячик, то он станет играть с ним - подбросил головой, уплыл, снова вернулся, снова "погонял" игрушку…

У мормирообразных есть электрические органы, хотя редко напряжение у них превышает 2 В, и только у некоторых гнатонемусов оно достигает максимума в 7,17 В. Кроме того, у всех мормирообразных есть мощные радары, благодаря которым эти рыбы чётко различают предметы одинаковой формы, размера, веса, состава, но разной электропроводности.

(Читать: Рыбий "УМ" или рефлексы? Ум или рефлексы? - ч.2 )