Африканские электрические рыбы. Электричество в жизни рыб. Электрические рыбы, электрический скат, электрический угорь. Электричество в жизни рыб, поведение, питание, корм, темпереатура воды

Африканские электрические рыбы

На территории Африканского континента обитает достаточно много видов рыб, имеющие органы, вырабатывающие электричество. Специальными исследованиями было показано, что различные группы видов электрических рыб, обитающих в реке Ивиндо в Габоне, различаются между собой как на генетическом уровне по структуре ДНК, так и по способам коммуникации.

Ученые установили, что разные виды рыб не могут между собой скрещиваться, а нейробиолог доктор Мэтт Арнгард обнаружил случай, когда рыбами, не отличающимися на уровне ДНК, издаются два различных электрических сигнала. Этот феномен, по видимому, является началом микроэволюционного процесса, который ведет к образованию двух новых видов электрических рыб от одного предкового.

Представители африканских электрических рыб из семейства Мормирид способны испускать слабые электрические сигналы, которые служат для разных целей. С одной стороны – для общения между собой, а с другой - для получения информации об окружающей их внешней среде, например, о присутствии хищников или кормовых объектов. При этом, для каждого вида из семейства Мормирид характерен специфичен электрический сигнал. Интересен тот факт, что рыбы разных видов хотя и способны "понимать" электрические сигналы друг друга, но для поиска брачного партнера воспринимается только сигнал, испускаемый рыбами, относящихся к одному и тому же виду.

Наряду с этим доктором Арнгардом было обнаружено исключение из этого общего правила, когда две группы рыб, которые отличались друг от друга внешне и испускали разные сигналы, и как предполагалось, относились к разным видам, были неотличимыми на уровне ДНК. Таким образом, фундаментальные генетические характеристики этих рыб еще не различимы, а их электрические сигналы уже различаются, что достоверно указывает на начало процесса расхождения предковой формы на новые виды, что может служить "моментальным снимком" процесса эволюции.

Фундаментальный вопрос теории эволюции – это понимание закономерностей и механизмов образования новых видов. А наиболее хорошо изученный и понятный механизм видообразования – путем географической изоляции (аллопатрическое видообразование). В данном случае разные особи одного вида оказываются по тем или иным причинам разобщенными в пространстве, что может послужить толчком к началу образования новых видов.

Здесь же, в случае с африканскими мормиридами, речь о географической изоляции не идет. Здесь по каким-то причинам начинается селективное скрещивание обитающих в одном месте особей одного вида, отличающихся по характеру электрических импульсов, привлекающих брачных партнеров. Постепенно это может привести к образованию новых видов, а такая форма видообразования носит название «симпатрическое». Расхождение видов в обоих случаях ведет к формированию новых генотипов, т. е. новых, различных типов или последовательностей ДНК. Именно это и указывают на образование новых, генетически различных, видов животных.

Характер электрических импульсов совместно обитающих мормирид, как считают исследователи, может измениться очень быстро. Соответственно, такие новые сигналы могут привести к селективному скрещиванию, т.е. привлечению друг к другу вполне определенных брачных партнеров. Со временем, у новых видов последовательности ДНК будут различаться, а на данном этапе эволюционного процесса обнаруженные различия электрических импульсов говорят только о самых первых шагах процесса симпатрического видообразования.