Межвидовые взаимоотношения у рыб. Внутривидовые взаимоотношения у рыб

Биотические взаимоотношения у рыб

Межвидовые взаимоотношения у рыб

Межвидовые взаимоотношения у рыб проявляются в форме пищевой конкуренции, хищник – жертва, мирного и паразитического сожительства. Межвидовые связи у рыб выработались в процессе видообразования как приспособление к новым условиям обитания в определенной географической зоне. В результате сформировались фаунистические комплексы – группы видов, связанных общностью географического происхождения.

Взаимоотношения между разными видами у рыб одного фаунистического комплекса характеризуются ослаблением пищевой конкуренции путем расхождения спектров питания и мест кормления (особенно у взрослых особей). Конкуренция имеет место в основном из-за второстепенных кормовых объектов. В настоящее время фауна многих водоемов представлена рыбами различных фаунистических комплексов, и наиболее остро обострение пищевых отношений возникает между видами различных комплексов, занимающих сходные экологические ниши.

Взаимоотношения хищник – жертва привели к выработке у рыб ряда особенностей: 1) у рыб-хищников – сильные зубы, хорошее зрение и обоняние, быстрое передвижение и т.д.; 2) у рыб-жертв – шипы, колючки, панцирь, ядовитые железы и т.д. Формы взаимоотношений у рыб включают: 1) паразитизм (на рыбах паразитируют глубоководные угри, ванделлиевые сомики, миноги, миксины и др.); 2) комменсализм – взаимодействие, полезное для одной стороны и безразличное для другой (взаимоотношения акул с рыбой-прилипалой, которая прикрепляется к акуле, путешествует с ней и отделяется, чтобы съесть остатки пищи); 3) муттуализм – обоюдовыгодное сожительство, (наблюдается у рыб-«чистильщиков», которые избавляют рыб-«клиентов» от паразитов, грибковых и бактериальных заболеваний (губановые рыбы, рыбы-бабочки и др.).

Взаимоотношения рыб с другими организмами. У рыб существуют сложные взаимоотношения с другими организмами (животные, растения, бактерии, вирусы).

Пиранья Наттерера Serrasalmus (=Pygocentrus) nattereriБольшое число заболеваний у рыб вызывают вирусы (краснуха, инфекционная водянка) и бактерии (фурункулез). Бактерии служат также пищей для рыб (белый толстолобик). Некоторые глубоководные рыбы имеют в светящихся органах особые бактерии, которые светятся.

Водоросли и высшие растения являются объектами питания растительноядных рыб (белый толстолобик, белый амур, красноперка). Некоторые растения питаются личинками рыб (пузырчатка). Некоторые грибы вызывают серьезные заболевания у рыб (бранхиомикоз, сапролегния).

Периодическое бурное развитие некоторых водорослей вызывают в морях заморные явления, что может приводить к гибели рыб. Молодь рыб на ранних стадиях развития питается простейшими (инфузории и др.). Среди простейших есть паразитические формы. Донная растительность используется рыбами как субстрат для откладывания икры (лещ, сазан, вобла и др.), ряд видов откладывает икру на плавающие водоросли (сайра). Также растительность используется рыбами для укрытия.

Кишечнополостные животные в небольшой степени используются рыбами для питания, некоторые виды являются убежищем для рыб (кораллы). Некоторые виды кишечнополостных поедают личинок и молодь рыб (гидра, медузы, гребневики). Многие из кишечнополостных съедают большое количество зоопланктона. Так, в Азовском море массовое развитие медуз привело к активному выеданию планктона. Существуют паразитические кишечнополостные, которые поражают гонады осетровых рыб.

Черви имеют важное значение в питании рыб (круглые, малои многощетинковые). Многие черви являются паразитами и практически все рыбы в определенной степени ими заражены. Моллюски играют важную роль в питании многих видов рыб (плотва, вобла, бычки, камбалы и др.). В мантийную полость двустворчатых моллюсков некоторые рыбы откладывают икру (горчак). Головоногие моллюски, кальмары и каракатицы являются хищниками и поедают рыб. Личинки двустворчатых моллюсков паразитируют на жабрах и плавниках рыб.

Ракообразные животные имеют большое значение в питании рыб. Ими питается молодь мирных и хищных рыб, а также большинство пелагических видов (сельдь, анчоус, скумбрия и др.). Некоторые ракообразные могут нападать на личинок рыб (циклопы). Некоторые виды являются промежуточными хозяевами паразитических червей.

Насекомые и их личинки являются важными пищевыми объектами рыб (хирономиды, ручейники, стрекозы и поденки). Иглокожие используются некоторыми рыбами в пищу (пестрая зубатка). Многие иглокожие поедают донных беспозвоночных, иногда молодь рыб (морские звезды, морские ежи). Земноводные периодически поедаются хищными рыбами (сом, щука и др.). Некоторые земноводные уничтожают икру и молодь рыб (лягушки).

Пресмыкающиеся частично или полностью питаются рыбой (водяные змеи, крокодилы, черепахи). Рыбоядные птицы поедают большое количество рыбы (чайки, гагары, бакланы, цапли и др.), являются окончательными хозяевами некоторых паразитических для рыб червей, чем способствуют распространению ряда заболеваний (лигулез).

Водные млекопитающие питаются рыбой (киты, ластоногие). Некоторые хищные рыбы (щука, сом, гольцы, таймень и др.) могут употреблять в пищу мелких наземных млекопитающих (мышей, землероек), некоторые виды (акулы, пиранья) нападают на крупных млекопитающих.

Читать дальше: Внутривидовые взаимоотношения у рыб