Городские кошки и собаки: взгляд с позиции эпизоотологии Собаки и кошки, кошка собака, кошки против собак, про кошку собаку

Городские кошки и собаки: взгляд с позиции эпизоотологии

Перейти в оглавление раздела: Породы собак

Читать: Собаки и кошки

Дудников С.А. Всероссийский научно-исследовательский институт защиты животных, Владимир, Россия

Основной интерес и опасность в плане эпизоотологии/эпидемиологии представляют уличные животные. Домашние плотоядные являются основным или дополнительным резервуаром целого ряда инфекционных и инвазионных болезней, многие из которых являются зооантропонозами, т.е. общими для человека и животных. Кошки и собаки ответственны за распространение в городских условиях большего числа заболеваний, чем синантропные грызуны (крысы и мыши). Среди кошек и собак выявлено 75 полигостальных болезней, обуславливаемых представителями 39 родов и 62 видов патогенных возбудителей. Эти возбудители представляют 28 бактериоза, 22 инвазии, 16 вирозов, 5 эктопаразитарных болезней, 3 микоза и одну прионную инфекцию. Из этого числа, по крайней мере, 86 агентов являются антропозоонозными, т.е. опасны для владельцев животных и окружающих людей при прямом и/или косвенном контакте.

Домашние животные (в первую очередь собаки) ежегодно травмируют в России до 500 тыс. человек (и это только фиксируемые Госэпиднадзором случаи), а среди диагностируемых случаев бешенства животных делят с лисами первое место (по 31% от всех заболевших животных по стране за 1996-2000 гг.).

Существенными факторами, способствующим нарастанию болезней медиированных домашними плотоядными, является безответственность владельцев животных, низкая информированность населения об опасности для окружающих их любимцев и отсутствие действующей законодательной базы, регламентирующей содержание животных. Выборочное исследование коммунальных детских площадок г. Владимира показало их 100% контаминацию экскрементами домашних плотоядных, а из 42 школ города, территория спортивных городков 26 школ постоянно используется в качестве места выгуливания собак.

Отрицательное влияние домашних плотоядных на дикую фауну заключается не только в вытеснении диких видов, но и в привнесении в их популяцию новых болезней. Хорошо документированным фактом является занос вируса чумы плотоядных в популяцию львов заповедника Серенгетти и в популяцию байкальского тюленя (Мамаев и др., 1995; Rоelke-Parker et al., 1996).

Вышесказанное укрепляет нас в мысли, что необходимы экстренные меры направленные на сокращение популяции и ужесточение контроля за соблюдением элементарных норм содержания кошек и собак. Контроль за численностью популяции уличных кошек и собак может быть основан на четырех стратегиях: (1) не предпринимать ничего, в надежде на саморегуляцию процесса; (2) проводить отлов животных на улице с помещением их в приюты; (3) проводить отлов, обследование, лечение/вакцинацию, стерилизацию животных и возвращать их на прежние места обитания, с последующим мониторингом состояния их здоровья; (4) проводить истребительные мероприятия (Slater, 2001).

Реализация первого метода, как об этом свидетельствует опыт Индии и Бангладеш, обрекает на смерть тысячи людей при попытках сохранить животных (RabNet). Следующий метод не может быть реализован в силу высокой численности популяции уличных собак и кошек их численность в стране уже превышает популяцию любых двух видов с/х животных взятых вместе. Для реализации самой гуманной стратегии в стране отсутствуют финансовые и материальные средства и людские резервы.(Комментарий ред сайта: концепция стерилизации бездомных животных с возвращением на места обитания на улицу абсолютно не является гуманной ни к животным, ни к людям.)

Реально реализована может быть только стратегия сокращения популяции за счет истребительных мероприятий. При этом следует учитывать 3 фактора, невыполнение которых сводит на нет любые усилия и дискредитируют метод:

* истребительные мероприятия должны быть постоянно действующими;

* эти мероприятия должны учитывать биологический цикл кошек и собак и активизироваться в период гона (февраль-март) и в период расселения (сентябрь-октябрь);

* планирование мероприятий должно основываться на принципе достаточности: только при сокращении популяции в течение года на 80% и больше утрачивается способность к самовосстановлению на следующий год.

(Комментарий ред. сайта: из приведенного "принципа достаточности" в частности следует, что при интенсивном поступлении на улицы животных, выбрасываемых владельцами, остановить рост численности безнадзорных животных невозможно путем стерилизации даже 100% безнадзорных животных или их 100% уничтожении. Мы согласны с автором публикации в вопросе о необходимости изъятия домашних животных с улиц. Однако, считаем, что автор некомпетентен в социально-нравственных аспектах решения данной проблемы. Уничтожение животных должно быть заменено предлагаемыми нами мерами.)