МЛЕКОПИТАЮЩИЕ ФАУНЫ КРЫМА. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ КРЫМА.ЖИВОТНЫЙ МИР КРЫМА

МЛЕКОПИТАЮЩИЕ КРЫМА

Животный мир Крыма

* КРАСНАЯ КНИГА ФЛОРЫ И ФАУНЫ КРЫМА

Представители класса Mammalia - Млекопитающие входят во все наземные биотопы Крыма и даже в некоторые водные. Наиболее многочисленны и широко представлены в территориальном и биотопическом плане некоторые виды грызунов и хищников, за ними идут 4-5 видов рукокрылых.

В систематическом отношении класс представлен в экосистемах суши Крыма отрядами: Insectivora (Насекомоядные) - 6 видов, в числе которых 1 п/в. эндемичен, 3 - редкие; Chiroptera (Рукокрылые) - 18 видов, в том числе 1 - исчезнувший, 9 - редкие; Lagomorpha (Зайцеобразные) - 2 вида, 1 из которых акклиматизирован; Rodentia (Грызуны) - 20 видов, в их числе 2 эндемичных п/в., 6 - редкие, 5 - акклиматизированные ; Carnivora (Хищные) - 7 видов, 1 эндемичный п/в, 1 - исчезнувший, 3 - редкие, 1 - акклиматизированный; Artyodactila (Парнокопытные) - 4 вида, 1 эндемичный п/в, 2 - акклиматизированные, 1 из которых - редкий.

Помимо исчезнувших волка, обыкновенного длиннокрыла и средиземноморского тюленя-монаха, особо уязвимыми являются акклиматизированный дикий кролик, реакклиматизированные степной сурок и европейский муфлон, степная мышовка, а из многочисленных и обычных видов - остроухая ночница, крымский благородный олень.

Наибольшим разнообразием видов млекопитающих характеризуются западные части горного Крыма: по трансекте север-юг - от северных предгорий до южного берега Крыма.

Множество разнообразных факторов угрозы, однако среди них нет универсальных, как нет и универсальных способов их нейтрализации, за исключением, пожалуй, одного, но это не собственно фактор и он не нейтрализует угрозы, а резервирует генофонд в надежде на лучшее будущее, когда можно было бы сохраненный генофонд репатриировать в сохраненные или реабилитированные местообитания. В связи с этим наиболее актуальной мерой сохранения биоразнообразия оказывается создание питомника и проведение интенсивных работ по сохранению и разведению видов в неволе. Эта мера тем более хороша, что она универсальна для всех видов биоты.

Дулицкий А.И., Товпинец Н.Н.

Ареалогический анализ современной фауны

Несколько слов о современной фауне Крыма с точки зрения распределения их по типам ареалов. Здесь, естественно, не может быть проанализирована вся фауна ввиду ее многочисленности как в видовом отношении, так и по числу систематических в большей или меньшей степени специфических групп. Поэтому мы рассмотрим лишь некоторые из них с определенным допущением предполагая, что близкая картина наблюдается и по фауне в целом.

Панцирные клещи Крыма. Наиболее яркая особенность их фауны - присутствие в ней типичных средиземноморских видов и значительного числа эндемиков, близких к видам, известным из стран Средиземноморья.

К настоящему моменту в Крыму обнаружены орибатиды, относящиеся к 454 видам, 167 родам, 82 семействам. В горном Крыму отмечены 378 видов, в равнинном - 140 видов.

В равнинном Крыму преобладают виды средиземноморской группы (42%): 20 видов широко распространены на территории Южной Европы, 8 видов встречаются преимущественно в странах, прилегающих к Средиземному морю, 3 вида пока найдены только в Крыму, 3 известны из Крыма и Кавказа, 4 вида - в Крыму и степях юга Украины. Большое значение в степных биоценозах имеют виды, распространенные преимущественно в степях и полупустынях Палеарктики, хотя число таких видов невелико (9.8%). Из группы видов, широко распространенных, 20% имеют палеарктические ареалы, 6 видов широко распространены в Голарктике, 8 - космополиты. На долю европейских видов приходится 16.4% и учитывая то, что большинство из них редко встречается за пределами Южной и Средней Европы, можно считать, что фауна орибатид степного Крыма имеет, в основном, южноевропейский характер.

Только в горной части полуострова найдены 227 видов орибатид. Наиболее богата видами средиземноморская группа (33.4%). Видов, имеющих палеарктические ареалы, вдвое, а голарктические - почти в 7 раз больше, чем в степи, число эндемичных видов в горной части Крыма возрастает с 3 до 10%.

Наиболее термофильные восточносредиземноморские формы и целый ряд эндемичных видов и разновидностей обильны и разнообразны в нижнем, приморском, поясе Главной гряды. Здесь обнаружены орибатиды 192 видов, из них 100 видов средиземноморской группы. Орибатид семейств Palaeoacaridae, Cosmochthoniidae, Sphaerochthoniidae, Protoplophoridae и других, имеющих реликтовые древнесредиземноморские ареалы, в настоящее время состоящие из отдельных разобщенных, сходных по физико-географическим и экологическим условиям участков, можно считать наиболее древними элементами фауны, возможно, реликтами третичного периода. Обилие на Южном берегу и юго-восточном побережье восточносредиземноморских видов и третичных реликтов свидетельствует о том, что похолодания плейстоцена не имели катастрофических последствий для фауны панцирных клещей этих районов Крыма.

Для фауны панцирных клещей лесного пояса гор характерны высокое содержание палеарктических и голарктических элементов и существенно более низкий уровень эндемизма. Фауна орбатид крымских горных лесов имеет много общего с фаунами панцирных клещей горных лесов Балканского полуострова, Карпат, и, в меньшей степени, Северо-Западного Кавказа. Фауна орибатид горных лесов, предгорий и степей Крыма имеет плейстоцен-голоценовый возраст.

Птицы. Из 175 гнездящихся видов птиц 90 относятся к транспалеарктическим, 73 - к западно-палеарктическим, 7 имеют восточное происхождение и 5 связаны в своем распространении с зоной южных гор Палеарктики. Из приведенных данных видно, что орнитофауна Крыма представляет собой значительно обедненную фауну европейского типа и тесно связана с западной частью Палеарктики.

Изучение крымских подвидов птиц на современном этапе далеко не завершено, что не позволяет в полной мере оценить степень связи крымских птиц с прилегающими территориями, но предварительные заключения уже можно сделать.

Орнитофауна степной части Крыма тождественна фауне птиц юга Украины, тогда как Южное побережье и горы населены в значительной степени средиземноморскими формами птиц. Западносредиземноморских (Балканских) форм в составе горной фауны немного, а большинство свойственно восточному Средиземноморью (Кавказские подвиды птиц), причем у некоторых ареал образует "кольцо" вокруг Черного моря (Балканы - Малая Азия - Кавказ - Крым). Вторым по участию являются лесные формы северного происхождения, среди которых наибольший интерес представляют третичные реликты - чиж, клест-еловик, желтоголовый королек. Именно для этого региона характерно относительное обилие оседлых форм, поэтому все известные эндемичные подвиды птиц обитают в горной части полуострова. Следовательно горно-лесная часть Крыма населена более древней и самобытной фауной по сравнению со степной более молодой и более трансформированной. Новейшие элементы в фауне птиц степной зоны появились за последние 30-50 лет в связи с приходом Северо-Крымского канала и посадкой многочисленных лесополос.

Млекопитающие. Из 61 вида, обитающих ныне в Крыму млекопитающих 4 - морские животные и должны быть исключены из ареалогического анализа сухопутной фауны. Из оставшихся 57 видов - 8 видов - интродуценты, но 3 из них выпущены на полуострове для реакклиматизации, и, таким образом, мы вправе анализировать только фауну, которая насчитывает 52 вида. При этом 27 видов из них представляют очень широко распространенные виды, входящие в ареалогические группы европейско-сибирских, палеарктических, голарктических, южнопалеарктически-индомалайских и космополитов. Они могли попасть в Крым при любом из возможных контактов его с окружающими странами в любой из отрезков времени и не могут рассматриваться как виды, придающие определенный специфический облик фауне млекопитающих полуострова. Более узко распространенных видов млекопитающих в Крыму 25 и относятся они к трем ареалогическим группам, наиболее многочисленна из которых - европейская (44%), менее представительны средиземноморская (32%) и среднеазиатская ((24%) группы. При этом характерны следующие показатели. Группу европейских видов составляют по 1 виду из отрядов насекомоядных и хищных, 4 вида рукокрылых и 5 - грызунов; группу средиземноморских видов составляют 1 реакклиматизированный вид парнокопытных и 7 видов рукокрылых, а группу среднеазиатских видов составляют 1 вид хищников и 5 видов грызунов. На основании этих фактов обычно говорят, что “европейский облик” фауне млекопитающих придают представители рукокрылых и грызунов, средиземноморские “черты” - рукокрылые, а среднеазиатские - грызуны.

О разной истории фауны, а следовательно, и самой территории, - степной и горной частей Крыма говорит тот интересный факт, что на первой из них не встречаются виды средиземноморской, на второй - среднеазиатской ареалогической групп.

Дулицкий А.И., Гордеева Е.В., Костин С.Ю., Попов В.Н.

Издание Ассоциации поддержки биологического и ландшафтного разнообразия Крыма "Гурзуф-97"