Мохнатые динозавры появились более 200 млн лет назад. Кожные покровы динозавров. Кожа. Броня, щиты, булава

Мохнатые динозавры...

Мохнатые динозавры появились более 200 млн лет назад

Перейти в оглавление раздела " Особенности анатомии (строения) динозавров "

Оперенные динозавры сильно постарели. Китайские ученые нашли волосовидные перья у ящера, не имеющего никакого отношения к предкам птиц. Перья могли появиться еще до разделения динозавров на отряды, то есть более 200 млн лет назад.

Исследование останков птицетазового динозавра из китайской провинции Ляонин натолкнуло палеонтологов на мысль, что оперенные динозавры являлись в древности скорее правилом, чем исключением. Перьями красовались не только предки птиц тероподы.

Справка: Птицы произошли от группы тероподов около 150 млн лет назад в юрский период. Около 147 млн лет назад жил знаменитый археоптерикс.

Команда исследователей под руководством Хай-Лу Ю из Института геологии Китайской академии наук и Сяо-Тин Чжэна из шаньдунского музея обнаружила волосовидные перья в останках растительноядного динозавра Tianyulong confuciusi из отряда птицетазовых. Передвигавшийся на двух лапах ящер жил около 140 млн лет назад и имел около 70 см в длину, включая 44−сантиметровый хвост. Вокруг горла, по хребту и в начале хвоста из его тела торчали негибкие отростки. Длина хвостовых достигала 6 см. Сяо-Тин уверен, что это не коллаген, составляющий основу хрящей и костей, а именно протоперья, так как они были направлены перпендикулярно к телу.

Китайский ящер Tianyulong confuciusi интересен еще и тем, что он относится к гетеродонтозаврам, а их раньше в Азии никогда не находили.

Обнаружение волосовидных перьев у птицетазового ящера заставило палеонтологов пересмотреть теорию о возникновении этого рогового образования. Ранее считалось, что перья появились у предков птиц — теропод из отряда ящеротазовых. Доказательством тому являлись находки древних перьев и отпечатков, к примеру, археоптерикса.

Птицетазовые, несмотря на название, отделились от ящеротазовых около 220 млн лет и не имеют к птицам никакого отношения.
Перья триаса

Наличие перьев у представителей обоих отрядов приводит к логическому выводу о том, что эти роговые образования появились еще на заре возникновения динозавров до разделения отрядов, пишет журнал Nature. «Происхождение перьев нужно искать в триасе», — солидарен с китайским коллегой исследователь Филипп Карри из канадского университета Альберты. Триас закончился 200 млн лет назад.
Мохнатые красавцы

Китайские палеонтологи полагают, что перьями щеголяли преимущественно небольшие динозавры. По всей вероятности, у гигантов необходимость в опушении отпала.

Сяо-Тин надеется отследить возникновение перьев у птерозавров. В некоторых принадлежащих им ископаемых останках найдены образования, похожие на волосовидные нити.

По словам орнитолога Алана Браша из университета Коннектикута, протоперья представляли собой «примитивные базовые структуры перьев» — полые нитевидные волокна. Со временем они развились в более сложные — с крючками и бородками. Примитивными перьями и по сегодняшний день щеголяют райские птицы и дикие индюшки.

В начале этого года Син Сюй из пекинского Института палеонтологии и палеоантропологии позвоночных нашел перо теризинозавра (подотряд тероподы), в котором не было бородок. Оно датировано 125 млн лет. До исследования Сяо-Тина оно считалось самым примитивным пером. Как и у ляонинского ящера, протоперья теризинозавра были жесткими и не гнулись. Они размещались на хвосте, шее и части головы теризинозавра и, по мысли Сина, выполняли чисто декоративную функцию.ались воедино, а располагались одна рядом с другой", - объясняет Шайер. Этот вид защиты был достаточно пластичен и не ломался даже под мощным давлением. Хотя современные крокодилы имеют сходный тип брони, отдельные пластины в этом случае имеют намного более простую структуру.

С помощью поляризационного микроскопа Шайер разглядел, что волокна в костной броне динозавров были сплетены в форме своеобразных "циновок", которые имели взаимное сцепление. В пределах каждой такой "циновки" волокна идут параллельно друг другу, а волокна слоев сверху и снизу, соответственно, расположены под прямым углом к соседнему слою. "Броня таким образом обеспечивала большую прочность во всех направлениях", - подчеркивает Шайер. Структура современных композитных материалов основана на использовании того же самого принципа - как при изготовлении лопастей винтов, так и в производстве пуленепробиваемых жилетов. Разумеется, органика в данном случае заменяется стекловолокном или углеродными волокнами.

Источник: http://www.infox.ru/science/past/2009/03/19/Pyeryam_200_mln_lyet.phtml