Новые находки яиц динозавров. Окаменевшие яйца. Динозавры. Динозавры хищные. Яйца динозавров. Гоби.

Новые находки яиц динозавров

Перейти в оглавление раздела:Размножение динозавров

Другим очень важным вопросом, игнорировавшимся в прежних исследованиях, становится вопрос о размножении динозавров.

Исследования захоронения пресловутых яиц динозавров в главном и, по существу, единственном в мире их местонахождении — Баин-Дзак (Шабарак усу, Джадохта), проведенные нашей экспедицией, показали, что эти яйца скорее принадлежат не динозаврам, а нескольким видам крупных черепах. Нужно думать, что подлинные яйца дивоящеров еще не известны в геологической летописи.

Однако при колоссальной численности динозавров, отраженной в громадных местонахождениях, сохранивших лишь ничтожную долю истинного числа животных, в прошлом должно было существовать исполинское количество кладок яиц. Если три вида речных черепах в реках Южной Америки откладывают ежегодно миллионы яиц, буквально начиняя ими речные отмели, если яйца крокодилов в местах изобилия этих животных встречаются на каждом шагу на речных островах, то кладки яиц динозавров, безусловно, исчислялись миллиардами штук. Совершенно невероятно, чтобы на всем земном шаре за шестьдесят миллионов лет господства и расцвета динозавров из этих миллиардов яиц ничего не сохранилось. По-видимому, яйца дивоящеров не имели твердой скорлупы и потому отсутствуют в геологической летописи. Весьма возможно, что часть Фото динозавров рождала живых детенышей, особенно в тех зонах обитания, которые были неблагоприятны для сохранения яиц. Таковы, например, зауроподы, которым необходимы специальные убежища для размножения, поэтому откладывание яиц могло происходить лишь в чужой, более высокой зоне.

Если динозавры откладывали яйца с мягкой скорлупой, требующей большой влажности для сохранения, то размножаться эти пресмыкающиеся могли только в глубине болот. Поэтому возможны были сезонные миграции динозавров в места размножения и связанная с этим частая гибель в чужих областях существования (например, зауропод).

При постоянном обитании дивоящеров в болотистых низменностях твердая скорлупа яиц была по существу не нужна.

Вместе с тем, громадное количество яиц, ежегодно откладывавшихся пресмыкающимися в различные времена года, составляло десятки тысяч тонн питательной биомассы, которая не могла оставаться неиспользованной в приспособительной эволюции других наземных позвоночных. Вполне вероятно, что на пище из яиц размножались и благоденствовали различные примитивные млекопитающие. С этой точки зрения было бы очень интересно попытаться найти следы яйцеядных приспособлений среди палеоценовых млекопитающих, во многом сохранивших строение своих меловых предков.

Откладывание яиц в сухих местностях, где требовалась твердая скорлупа, вместе с тем сделало бы кладки более доступными для мелких млекопитающих и привело бы к частому уничтожению яиц.

Огромные болота, среди которых дивоящеры откладывали свои мягкие яйца, были малодоступны млекопитающим, но зато подвергались затоплениям, которые также приводили к частой гибели кладок. Это противоречие должно учитываться при изучении размножения динозавров.

Другое, гораздо более серьезное противоречие — это назревшая необходимость заботы о потомстве. Крупные динозавры обладали уже настолько усложненной организацией, что их эмбриональное или постэмбриональное развитие требовало длительного времени. Если представить себе крохотного, только что вылупившегося из яйца детеныша крупного карнозавра — двуногое существо с огромной тяжелой головой, почти без передних конечностей,— то совершенно ясна его беспомощность и неспособность к самостоятельному существованию.

Двуногая походка требует развития сложных нервных рефлексов для автоматизации равновесия и, следовательно, обучения на первых шагах вступления в жизнь. Обучение двуногой ходьбе было особенно важно для хищников, так как растительноядные двуногие динозавры, как, например, утконосые, ходили обычно только в воде и могли помогать себе сильными и передними конечностями, снабженными плавательными перепонками. Хищные карнозавры, помимо двух ног, третьей опорой имели хвост и представляли собой своеобразные треножники.

Если вспомнить, что ведущим жизненным приспособлением зауропод является их гигантская величина, то ясно, что маленькие зауроподы также были нежизнеспособны и нуждались в охране со стороны родителей.

Поэтому очевидно, что нормальное развитие динозавров могло быть обеспечено при одном из следующих трех условий: либо они должны были класть огромные, хорошо защищенные яйца, а период их развития должен был быть долгим (черепахи); либо они, наоборот, должны были класть очень много мелких яиц, причем детенышей постигала массовая гибель (крокодилы); либо, наконец, забота о потомстве не ограничивалась охраной, а включала кормление и обучение.

Развитие крупных яиц несовместимо с неизбежным прогрессирующим сужением таза у двуногих животных. Большая смертность и мелкие детеныши биологически крайне невыгодны для крупных животных, так как не обеспечивают развития усложненного организма и замедляют вступление животного в нормальные условия существования. Реальным разрешением вопроса является только забота о потомстве, но ему противоречит слабое развитие мозга у всех без исключения динозавров.

Это противоречие так и осталось не объясненным. Только появление сложного мозга у млекопитающих обеспечило возможность долгой, сложной и тщательной заботы о потомстве. Это создало условия для дальнейшего усложнения организма. Безмозглое существо, подобное дивоящеру, не могло бы проявить необходимой заботы о потомстве.

Профессор И. А. Ефремов. ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ДИНОЗАВРОВ (ПО МАТЕРИАЛАМ МОНГОЛЬСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ АКАДЕМИИ НАУК СССР)