Белка обыкновенная. Векша, телеутка. Белки. Методы учета

Белка обыкновенная (методы учета)

Обыкновенная белка (векша) - одни из самых широко распространенных и хорошо изученных представителей нашей фауны. Этот обитатель всей лесной и частично лесостепной зоны России населяет все типы лесов - как сосновые боры и су Фото борья с елью, кедрачи, так и широколиственные леса с преобладанием дуба. Белка бывает немногочисленна в светлых старых борах-ягельниках, не имеющих ели, хотя урожай шишек здесь бывает довольно велик. По-видимому, разреженность, избыток света, отсутствие надежных укрытий от хищников делают боры-ягельники малопригодными для белки (Формозов, 19346).

Численность белки подвергается резким колебаниям, которые связаны с урожаем основных кормов. На громадной площади ареала белки в России характер этих колебаний различен: установлены четырех-, пяти-, шести- и семилетные циклы. Особенности цикла численности складываются под влиянием внешних условий, регулирующих темпы размножения и естественной смертности в популяциях белки. Чем более благоприятны условия среды (кормность, климатические факторы), тем короче циклы, чем суровее - тем продолжительнее.

Метеорологические условия отдельных лет (ранние или поздние заморозки, дождливая весна и пр.), а также катастрофические изменения кормовой базы (лесные пожары, нападения вредителей на кормовые растения и т. д.) могут вмешаться в естественное течение процессов динамики численности и вызвать смещение обычных годов максимума и минимума (Наумов, 1934).

В связи с широким распространением и многочисленностью белки шкурки этого зверька занимают большую долю среди заготовок пушнины в России. Учеты численности необходимы для правильного прогнозирования ее численности и рационального промысла. Трудно сказать, кто именно впервые начал учитывать белку, но, во всяком случае, уже в 30-е годы в литературе приводятся первые показатели численности белки (Стахровский, Лобачев, 1930; Лобачев, 1932).

Прямые учеты

Относительные и абсолютные учеты

Визуальный подсчет зверьков на маршруте. Наиболее целесообразен учет белки с помощью собаки (Теплов, 1952; Методические указания по учету численности обыкновенной белки с лайкой, 1987, составленные Л.А. Тибет); он может быть как относительным, так и абсолютным. Основным "инструментом" при этом является собака, поэтому В. П. Теплов (1952) уделяет немало внимания описанию ее качеств, необходимых для учета. Это должна быть хорошо обученная и тренированная лайка, при этом она должна быть "бельчатница", т. е. работающая в лесу и только по белке. Для учета пригодна лишь лайка, проработавшая самостоятельно не менее двух сезонов. Молодые собаки, не имеющие достаточного опыта, нередко пропускают белку, ошибаются в определении точного ее местонахождения, что искажает и затрудняет учет. Надо, чтобы собака во время учета шла впереди учетчика "челноком", т. е. зигзагообразной линией с одинаковым отклонением как в одну, так и в другую сторону. Наконец, лайка должна быть достаточно послушна, должна легко отзываться от найденных белок, а также не пугать белку, прыгая на дерево, что заставляет зверьков прятаться в глубину кроны. Все эти качества, в общем-то, свойственны лайкам-бельчатницам, которых используют охотники в таежных лесах.

При учете с лайкой учетные маршруты должны охватывать все основные характерные для белки стации, в каждой из которых следует проходить учетом не менее 5-6 км. Желательно, чтобы маршруты ежегодных учетов были постоянными. Объем учетных работ должен быть достаточно большим. Например, в Печоро-Илычском заповеднике площадью 1 млн га учет уже годно проводился в течение 3 дней на 15-20 маршрутах, длиной по 30 км (Теплов, 1952).

Учет достаточно проводить один раз в год в октябре-ноябре, перед началом промыслового сезона. Белка имеет дневную активность и наиболее деятельна утром с 8 до 11 часов. В это время лучше всего и проводить учет. Ширина маршрутной ленты зависит от ширины поиска собаки. Чем лучше защитные свойства древесных насаждений и чем больше захламлен лес, тем меньше ширина поиска собаки. Следует помнить, что активность белки резко меняется в зависимости от погоды, которая к тому же влияет на работоспособность лайки. Оптимальны тихие безветренные дни без значительного дождя или снегопада. Пессимальны морозные дни (- 20°С и ниже) и первый день после выпадения снега (пороша), когда белка обычно совсем не выходит из гайна. Плохо также учитывать ее в дни заморозков после дождя, при ледяной корке, когда белка издали слышит приближение собаки, под ногами которой эта корка шуршит.

Белку учитывают и без собаки, просто по числу встреч зверьков на определенном маршруте. С помощью этого метода С. И. Хрусталевым (1976) в Тебердинском заповеднике были получены интересные результаты при наблюдениях за акклиматизированной там белкой. Свойственные белке колебания численности в последние годы в заповеднике не наблюдались. Относительная стабильность численности объясняется тем, что белка с момента акклиматизации заняла все подходящие для нее стации и полностью вошла в широкий круг биоценотических связей с аборигенными видами (Карпухин, 1982). Последние стали сдерживать нарастание ее численности, и таким образом наступило "биологическое равновесие" (Михеева, 1982).

В отношении белки используют и относительные учеты, т. е. подсчитывают зверьков на определенном маршруте без пересчета на единицу площади. Например, О. В. Егоров (1961) приводит данные таких учетов в разных лесных угодьях Якутии. Они показывают, что в Якутии для белки оптимальны разреженные лиственничники с зарослями кедрового стланника в подлеске.

В. А. Жиряков (1976) с помощью такого же метода учета сопоставил изменения численности белки по годам с урожайностью ели.

Косвенные учеты

Относительные учеты

Учет следов на снегу. Косвенные учеты сводятся к зимнему подсчету следов белки на снегу (Теплов, 1952; Кельбешеков, Черкашин, 1990).

Как видно, результаты обоих учетов изменяются синхронно. Однако Л. А. Гибет (устн. сообщ.) считает, что количество следов в значительной степени зависит не от численности белки, а от характера снежного покрова, погодных факторов, обеспеченности кормом и т. п. По ее наблюдениям, в зависимости от погоды количество следов белки в одном месте и в одном сезоне изменяется в 30-40 раз.

В условиях горной тайги средней Сибири Н. Ф. Реймерс (1958) в течение ряда лет весной и осенью учитывал белку по следам на постоянном маршруте длиной в 5 км и установил, что учеты целесообразно проводить многократно, отмечая места частых пересечений следов на маршруте. Это позволяет установить распределение белки на участке и определить приблизительно число особей.

Одним из методов учета белки может служить анализ статистических данных пушных заготовок (Карпухин, 1990)..