История развития фауны на границе палеозоя и мезозоя

Читать дополнительно: Жизнь в мезозойской эре

Очень большой отрезок времени, равный приблизительно 200 или 300 миллионам лет, отделяет нас от того времени, когда на Земле произрастали пермокарбоновые каменноугольные леса и когда вокруг них простирались бесконечные песчаные пустыни. Пермокарбоновые леса — эти древние джунгли, с горячим солнцем, с заглушенным лунным сиянием, туманами, страшными грозами и великолепным восходом и заходом солнца, являвшиеся родиной древних растений и животных, находились в резком противоречии с выжженными солнцем песчаными пустынями, с их скудной жизнью. Лишь во время бурь, когда над лесами и пустынями проносились дикие ветры, здесь слышался треск валившихся деревьев или свист несомых ветром песчинок; но как только буря стихала, мертвая тишина воцарялась над этими просторами.

Здесь не было ни птиц, которые могли бы встретить песней восходящее солнце, ни млекопитающих, которые ревом вызывали бы своих соперников на открытый бой. Жизнь в то время была еще немой, т. к. венцом творения в это время были только панцирноголовые земноводные и редкие древнейшие пресмыкающиеся. Более высоких типов позвоночных в это время еще не было.

Так приблизительно выглядела жизнь на Земле к концу пермского периода, т. е.тогда, когда заканчивался один из больших этапов развития мира животных, так называемый палеозойский этап, или древний век животного мира. Сравнивая развитие животного мира с развитием мира растений, мы видим, что первое немного отставало по сравнению со вторым: если древний век истории растений (палеофит) закончился в ранней перми, то древний век истории животных закончился только в поздней перми.

МЫ ВСТУПАЕМ В МЕЗОЗОЙ

Эволюция органического мира, происходившая в палеозойскую эру, продолжалась в следующую мезозойскую эру. Последняя делится на три периода: триас, юру и мел. Сухие и влажные периоды, болотистые и пустынные области, вулканическая деятельность, незначительные или значительные трансгрессии моря на сушу — все это, а также многие другие факторы, оказывали большое влияние на животных и их развитие.

Уже в морях триаса отсутствовали многие группы беспозвоночных, занимавшие в морях палеозоя ведущие места. Таковы трилобиты, четырехлучевые кораллы, которые были заменены шестилучевыми, граптолиты и другие группы. Точно так же и морские лилии были уже далеко не столь разнообразны, как раньше, хотя в это время некоторые их роды (например, триасовый ENCRINUS LILLIIFORMIS) местами образовывали густые поселения, из которых позднее возникли слои известняка, переполненные их распавшимися скелетами. Широко распространены были брюхоногие, пластинчатожаберные и головоногие моллюски. Однако наиболее характерными животными для всех морей мезозоя были аммониты, которые в это время достигли исключительного развития и расцвета, а к концу мезозоя в морях мелового периода полностью вымерли. Одинаково характерными для этой эры были двужаберные головоногие моллюски — белемниты, которые также вымерли в морях мелового периода.

Источник: http://zburian.narod.ru