Забота о потомстве у млекопитающих: роды, кормление, уход за детенышами, устройство гнезда, перетаскивание детенышей, игры и обучение, отцовское поведение

Забота о потомстве у млекопитающих

Перейти в оглавление раздела:Репродуктивное (брачное) поведение

Читать дополнительно: * Забота о потомстве у млекопитающих

Забота о потомстве у млекопитающих .

У млекопитающих забота о потомстве достигла высокого развития.

шимпанзе Бонобо BonoboРоды. Время суток, в которое рождаются детеныши, различно у разных видов и часто представляет собой видоспецифический признак (Jolly, 1973). Как правило, роды происходят в гнезде или в каком-либо другом укрытии.

Процесс родов у кошек можно разделить на четыре периода: период сокращений матки, период открытия шейки, период изгнания плода и плацентарный период (Schneirla, Rosenblatt, Tobach, 1963). Наиболее энергичные движения тела происходят в периоды сокращений матки и открытия шейки. Самка припадает к земле, напрягается или изгибается, а иногда трется обо что-нибудь или катается по земле. Она вылизывает себя, уже рожденных котят или окружающие предметы. В период изгнания плода вылизывание становится более интенсивным. Кошка начинает лизать не только себя и котят, но также пуповину и послед, а иногда поедает плодные оболочки и пуповину. В плацентарный период самка вылизывает послед и продолжает лизать себя, своих котят и окружающие предметы. Такая последовательность поведенческих актов в общем типична для многих млекопитающих.

Кормление. Наличие молочных желез и связанное с этим выкармливание детенышей молоком составляет один из отличительных признаков млекопитающих. У всех млекопитающих самки выкармливают детенышей, начиная это делать обычно вскоре после родов. Три стадии взаимодействия матери и детеныша в процессе кормления, описанные у кошек и крыс (Schneirla, Rosenblatt, TobScS, 1963; Rosenblatt, Lehrman, 1963), типичны для многих видов. Для первой стадии — стадии приближения матери — характерно то, что инициатива кормления всякий раз исходит от матери, которая сама приближается к детенышам. У некоторых ядов самка принимает определенную типичную позу. Большинство жвачных кормят своих детенышей стоя; у ламантинов кормление происходит под водой (Bourliere, 1964). У кошек мать во время кормления ложится около котят и изгибает тело, «огораживая» их. Как и у детенышей многих других видов, у котят вырабатывается определенное положение при сосании, так что каждый котенок обычно всегда сосет из одного и того же соска. На «торой стадии — стадии взаимного приближения — котята становятся более активными и очередное кормление может начинаться как по инициативе матери, так и по инициативе котят. На третьей стадии — приближения детеныша — кормление в большинстве случаев начинается по инициативе котенка. Более того, самка, если представляется возможность, нередко стремится убежать и укрыться в каком-нибудь подходящем месте. Постепенный переход от заботы, активно проявляемой матерью, через взаимную инициативу ко все большей независимости детенышей характерен для, многих млекопитающих.

В отличие от других видов кролики посещают своих детенышей и кормят их нередко только один раз в сутки. Оленья мышь, напротив, может оставаться с мышатами до 20 часов в сутки (H.King, 1963).

Уход за детенышами.У большинства видов имеет место уход \-i3a детенышами. Родители заботятся о чистоте их шерстки, обычно " вылизывая ее, хотя приматы широко используют для этого руки. У некоторых видов вылизывание аногенитальной области, по-ви-гдимому,. необходимо для стимулирования мочеиспускания и дефекации.

Устройство гнезда. Многие виды строят гнезда главным образом при приближении родов, тогда как другие животные строят f в это время новые, более просторные и более сложные гнезда. .Гнезда лабораторных крыс до родов устроены просто, наподобие !яодстилки. Однако после рождения крысят самка строит куполообразное гнездо, полностью покрывающее помет и снабженное лазом, через который она может входить и выходить. Сходные гнезда устраивают и оленьи мыши. Кролики строят еще более сложные гнезда (Ross et al., 1963). Самка роет нору и собирает травинки, соломинки или другие материалы. К этому времени ее зычно прочная шерсть начинает линять. Крольчиха выщипывает свою шерсть и тоже употребляет ее в дело. Хорошо построенное гнездо имеет плотные стенки, окружающие центральную полость, и со всех сторон закрыто травинками и шерстью. Среди приматов только некоторые полуобезьяны и люди строят специальные убежища, в которых происходят роды (Jolly, 1972).

Перетаскивание детенышей. Обычно самка перетаскивает детенышей либо в зубах, либо на своем животе, груди или спине. У многих грызунов, собачьих и кошачьих мать переносит детенышей в зубах, схватывая их за живот (при этом нередко их тельца загибаются к голове матери), за загривок или за кожу спины. Многие животные, ведущие древесный образ жизни, например ленивцы, носят детенышей на своем животе. Каланы очень часто плавают на спине, а детеныши располагаются у них на животе, оставаясь над водой (Bourliere, 1964). У павианов мать носит новорожденного детеныша на брюшной стороне тела, а в возрасте около 5 недель он начинает постепенно перемещаться, так что детеныши старшего возраста обычно сидят на спине матери верхом (Hall, DeVore, 1965). У некоторых видов детеныши так крепко держатся за сосок, что лишь в редких случаях им приходится вновь отыскивать его: Автор этих строк в течение 20 минут гонялся по виварию за убежавшими самками древесной крысы, которые взбирались на стены и клетки, и на протяжении всего этого времени детеныши ни на секунду не отрывались от сосков своих матерей.

Защита потомства. Большинство млекопитающих защищает своих детенышей. Родители, находясь поблизости от детенышей, обычно бывают гораздо более раздражительны, чем в другое время. Известно много примеров, когда крупные дикие млекопитающие нападали на людей именно потому, что люди вмешивались во взаимоотношения родителей и детенышей. Кинг (King, 1963) отмечает, что ему удавалось установить факт появления помета у находящихся в неволе оленьих мышей при помощи 25-сантиметрового пинцета. Вводя в клетку такой пинцет, можно было легко сгонять самок с их гнезд. Однако после рождения детенышей самки свирепо бросались на пинцет. Самка американского лося не подпускает к своему лосенку никого, в том числе и других лосей, создавая вокруг него кольцевую «подвижную территорию». В отличие от этого самки оленя вапити прячут своих детенышей в укромном месте и часто отвлекают хищников на себя (Altmann, 1963).

Игры и обучение.Детеныши часто играют не только друг с другом, но и со своими матерями. У многих видов родители обучают детенышей всевозможным навыкам, которые будут нужны им во взрослом состоянии. Например, многие виды кошек обучают котят охотиться (Schneirla, Rosenblatt, Tobach, 1963).

Отцовское поведение.Хотя большая часть исследований была направлена на изучение взаимоотношений между детенышами и матерью, следует коснуться и роли взрослых самцов. Забота о потомстве со стороны отцов наблюдается у ряда приматов. У самцов многих грызунов наблюдают практически все формы родительского поведения, свойственные самкам, кроме кормления молоком. Происходит ли то же caмое в природе, пока не установлено. Дадли (Dudley, 1974) сообщает, что у содержавшихся в неволе детенышей калифорнийского хомячка (Peromyscus californicus) выживаемость, вес тела и температура тела при различных условиях были выше, когда ори развивались в присутствии не только самки, но и самца.