Обоняние: ода носам. Роль обоняния в поведении. Маркировка территории.. Общение. Поведение животных. Этология. Млекопитающие. Птицы, Рептилии, Амфибии.

Обоняние: ода носам

Перейти в оглавление раздела:Чувства животных...

Обоняние: Зачем зверю, птице и насекомому нос?

Нос (и обоняние) нужны животным прежде всего, чтобы чувствовать запах. А мир запахов для животных имеет особое значение. Ветры и течения приносят им хорошие или плохие вести, а камни и кустарники, меченные ароматическими веществами других зверей, сообщают: «Добро пожаловать!» или «Границу не нарушать!».

У большинства живых существ нос действительно является, прежде всего, органом обоняния. У разных животных он выглядит по-разному. Глядя на одних, вы не сомневаетесь, где именно у них находится нос, у других же он отыщется не сразу. Например, у осьминогов «нос» расположен на щупальцах, а у морских звезд — на кончиках лучей.

Так у кого же самый чувствительный «нос»? В группу чемпионов, безусловно, попадут самцы обыкновенной моли. Опыты показали, что если их выпускать из окна движущегося поезда на разных точках пути, то самцы могут улавливать запах феромонов — химических веществ, испускаемых самками, на расстоянии до 11 километров!

Акулы способны почувствовать запах растворенной в воде крови при концентрации 1:100 миллионам! А вспомните лосося. Нос приводит его в ручей, из которого он когда-то вышел и отправился в открытое море. Каждую весну миллионы тихоокеанских лососей возвращаются в свои воды на нерест. Американские специалисты по миграции рыб установили, что в мальках лосося уже с момента зарождения запечатлен аромат родной реки. Ученые поставили простой опыт, в ходе которого выяснилось, что если рыбам заткнуть нос, они теряют способность возвращаться на родину. В жизни многих животных запах играет огромную роль. Вот, например, как метят свою территорию бобры. Со дна водоема они выгребают лапами грязь и нагромождают ее на берегу возле своей плотины, хатки или в местах кормежки. Затем животные метят эти кучки секретом своих желез, что служит предупреждением: «Вход запрещен! Территория занята!». Если какой-нибудь бобр случайно забредет на этот участок, он обязательно «прочитает» объявление. Однажды американский этолог своими руками сделал такие грязевые кучки, затем обрызгал их выделениями секрета бобра из другой колонии. Чужой запах очень взволновал животных, и они сразу же разгребли кучи и натаскали новые, пометив их своим запахом.

Железы, выделяющие специальный секрет, имеются у многих животных. У лисиц они расположены под хвостом, у водяных полевок — на боках, у свиней — на коленях, а северные олени отмечают свой путь при миграциях выделениями из желез, расположенных у них между пальцами.

Почти всем животным носы помогают и в поисках пищи. Биологи из Калифорнийского университета исследовали силу обоняния у различных видов морских птиц, имеющих над клювом внешний трубчатый нос. Когда с помощью длинного шеста спускали на воду тампон, пропитанный соком мелко нарезанной рыбы, то глупыши и буревестники чувствовали запах пищи более чем за три километра. Другие ученые исследовали обоняние альбатросов. Оказалось, что птицы летели на запах приманки напрямую, с расстояния более тридцати километров.

Морские птицы — не единственные представители пернатых, обладающих такими первоклассными носами. Так, например, обоняние великолепно помогает скворцам различать виды растений. Зачем им это нужно? Дело в том, что они вплетают в свои гнезда стебли тысячелистника, дикой моркови, других растений, обладающих токсичностью по отношению к бактериям и насекомым. Это помогает уменьшить количество паразитов в гнезде на 80 %.

Нос у животных — это не только аппарат обоняния. Например, слон пользуется хоботом как ломом, круша довольно толстые деревья, или как дыхательной трубкой при плавании под водой, а при питье — как шлангом. С его помощью он издает и трубные звуки. Представитель пустынь орикс, или сернобык, может выдерживать жару отчасти благодаря своему носу. Кровь, циркулирующая по увлажненной носовой полости животного, охлаждается за счет испарения влаги. Поступая затем к основанию мозга, такая кровь помогает поддерживать в этой области температуру на несколько градусов ниже, чем температура тела.

У другого обитателя пустынь — верблюда — при выдохе каналы внутри носа поглощают пары воды и таким образом сохраня­ют его влажность. Влагосохраняющие носы имеют и кенгуровые крысы. Они способны удерживать до 88 % влаги, поступающей при дыхании. А какие чудесные носы у бегемотов! При погружении в воду толстокожие герметически «задраивают» свои ноздри.

Очень важную роль играет нос в жизни кротов. Именно на его чувствительность они полагаются, путешествуя по своим ходам под землей, отыскивая пищу. Оригинален нос у крота-звездорыла — розовый хоботок, заканчивающийся 22 лепесткообразными щупальцами. У некоторых видов насекомоядных, летучих мышей носы еще более удивительные. На них имеются мясистые наросты, напоминающие по форме листья, копья и даже трезубец Нептуна. Вероятно, эти носовые выступы у летучих мышей помогают им фокусировать звуковые импульсы, благодаря чему они легко обходят препятствия и определяют путь к добыче. Приближаясь к жертве, летучая мышь издает своим носом до 200 высокочастотных звуковых импульсов в секунду!

Издают звуки носами и дельфины. Они так ловко «видят» с помощью носа, что используются специалистами военно-морского флота для обнаружения подводных мин.

В некоторых местах США для обнаружения утечки газа на газопроводах привлекают грифов. Для этого в состав естественного газа добавляют вещество с запахом тухлого мяса. Заметив кружащихся над газопроводом грифов, работники коммунального хозяйства тщательно обследуют это место.

Исследователи их Центра химической чувствительности (Филадельфия) обнаружили, что многие птицы не любят вкуса и запаха одного из веществ, содержащегося в винограде и используемого при изготовлении газированных напитков. После обработки бейсбольных площадок этим веществом, казарки, мешавшие игрокам, перестали на них садиться, так как пахнущую виноградом траву эти птицы не едят.

И еще одно наблюдение. Когда группе диких уток в весенний период заткнули ноздри, самцы перестали проявлять интерес к самкам. Очевидно, самки уток выделяют какие-то химические вещества, привлекающие своим запахом самцов.

По сравнению со многими животными, нос человека обладает слабой чувствительностью. Но запахи играют большую роль и в жизни человека. Вот, пожалуй, один из самых оригинальных примеров воздействия на человека через его обоняние. Знаменитая фирма по производству автомобилей «Роллс-Ройс» включила в свои рекламные проспекты последней модели машины полоску бумаги, пропитанную… запахом высококачественной кожи — манящим запахом кожи, — в надежде воздействовать на кошельки читателей рекламы.

Как видите, не только большинству животных, но и человеку без носа просто не обойтись.

Информацию подготовила О.Сутормина. http://zoobusiness.kiev.ua