Поведение ворона. Игры животных (игровое поведение). Поведение животных

Поведение ворона

Перейти в оглавление раздела:Игры, игровое поведение животных...

МУДРЫЙ ВОРОН

Томас Багнаяр и Бернд Хейнрих

Недавние эксперименты показали, что вроны умеют логически мыслить, причем некоторые их способности приближаются или даже превосходят таковые у человекообразных обезьян

Многим людям доводилось наблюдать поведение воронов (Corvus corax). Например, однажды в лесу охотник увидел, как птица катается по снегу на спине возле останков бобра, задрав лапки вверх. Один биолог рассказывал, как он пытался влезть на утес, чтобы окольцевать воронят, а родители, защищая птенцов, сталкивали вниз камни с расположенного выше уступа. Третий очевидец вспоминал, как неожиданно услышал громкий, настойчивый крик одинокого ворона и, обернувшись, увидел притаившегося кугуара, изготовившегося к прыжку. Фото

Чтобы получить лакомство, висящее под жердочкой на веревке, ворон должен произвести следующее действие: наклониться и схватить клювом веревку, подтащить ее вверх, сложить петлей на жердочке и прижать лапой избыток нити, чтобы она не соскальзывала обратно, затем выпустить зафиксированную веревку из клюва и опять подтащить к себе нужный конец с приманкой. Столкнувшись с такой ситуацией впервые, взрослые вроны несколько минут изучают ее, а затем выполняют всю многоступенчатую процедуру с первой попытки, что указывает на использование логики

Все три наблюдателя уверены, что вроны своим поведением напоминали людей. Охотник решил, что птица притворялась отравленной, чтобы отпугнуть прочих претендентов на тушку бобра и заполучить ее в свое полное распоряжение. Биолог подумал, что пара воронов намеренно отгоняла его от гнезда. Человек, встретившийся в горах с хищником, убежден, что птица сознательно предупредила его об опасности и спасла ему жизнь.

Предания о старых мудрых вронах имеют право на существование, однако те, кто хорошо знаком с повадками этих птиц, склонны более правдоподобно объяснять их поведение. Вроны — одни из самых игривых птиц на Земле, поэтому они часто катаются на спине просто так, для удовольствия. Когда хищник подкрадывается к их гнезду, они стараются сесть как можно выше над своей кладкой, а рассерженная или нервничающая птица начинает долбить клювом по земле, разбрасывая гальку. Также известно, что вроны часто приводят хищника к добыче, с которой сами не могут справиться.

Существует множество историй про воронов, проявляющих дьявольскую сообразительность, что, однако, не служит доказательством их необычайного ума. Эти птицы демонстрируют очень сложное поведение: они могут разделить большой кусок сала на порции, которые можно унести в клюве; аккуратно складывают крекеры в столбик, чтобы забрать сразу всю стопку; ухитряются ухватить клювом сразу два пирожка; умеют делать фальшивые тайники, сбивающие с толку расхитителей, и т.д. Однако подобные ухищрения не доказывают, что они сознательно обдумывают свои действия...

Взрослые вроны, размах крыльев которых составляет около 1,25 м, а вес — порядка 1,25 кг, слетелись на тушу животного, недавно добытого волками в Йеллоустонском национальном парке. По мнению авторов, игровое поведение молодых птиц позволяет им научиться соседствовать с крупными хищниками, которые обеспечивают им большую часть пищи .

Читать дальше: Игры животных (игровое поведение)...