Эхолокация - гуахаро, дельфины, землеройки. Летучие мыши. История открытия эхолокации. Ультразвуковая локация. Эхолокация летучих мышей. Эхолокация дельфинов и китов

История эхолокации - гуахаро, дельфины, землеройки

Перейти в оглавление раздела:Коммуникация, общение, язык...
Читать дополнительно: Слух. Слуховой анализатор
*Ультразвуковая локация
*Эхолокация и опыление цветов летучими мышами
* - у грызунов
* - у насекомоядных
* - у птицы Гуахаро
* - у стрижей-саланган

История открытия эхолокации

...Методом отведения потенциалов улитки было показано, что животные способны воспринимать широкий диапазон частот — от 30 гц до 98 кгц (предел используемой аппаратуры) с максимумом ответов в области ультразвуковых частот порядка 30—50 кгц (Galain- bos, 1941b, 1942a). После этих опытов отпали последние сомнения в правильности взглядов о роли ультразвука в ориентировке летучих мышей при полете.1 Как уже отмечалось выше, по аналогии с радиолокационными техническими системами, широко используемыми в годы второй мировой войны, Гриффин (Griffin, 1944) предложил назвать акустический способ ориентации, основанный на посылке животным дискретных ультразвуковых импульсов с последующим восприятием эха, отраженных от предметов, эхолокацией.

Первоначально летучих мышей считали единственными представителями животного мира, использующими эхолокацию в целях ориентировки в пространстве. Но уже 50-е годы принесли новые неожиданные открытия. В 1953 г. звуковая локация была обнаружена у ночных птиц — гуахаро, гнездящихся в глубоких пещерах Венесуэлы (Griffin, 1953a), а несколько позднее — у стри-жей-саланган (Medway, 1959, 1962; Novick, 1959) и у рукокрылых из подотряда крыланов — Rousettus (Mohres, Kulzer, 1956; Novick, 1958b). Но наибольшую сенсацию вызвали первые сообщения о наличии эхолокации у обитателей водной среды — китообразных. Честь этого открытия принадлежит пионеру в изучении поведения и биологии дельфинов в неволе, куратору океанариума в Сан-Августино А. Мак-Брайду (McBride, 1956). В записях, датированных 1947 г., он отмечал, что дельфин афалина легко избегает лабиринты мелкоячеистых сетей, но запутывается в сетях с более крупной ячеей. Эти и ряд других наблюдений позволили ему высказать предположение, что дельфин так же, как и летучая мышь, использует эхолокационный аппарат для обнаружения препятствий. Об этом прозрении Мак-Брайда научный мир узнал лишь через девять лет, уже после его смерти, благодаря А. Шевиллу, который нашел и подготовил к печати его заметки. Экспериментальные доказательства эхолокацион-ных способностей дельфинов были получены несколько позднее, благодаря усилиям большого числа исследователей, среди которых прежде всего следует отметить Келлога, Шевилла, Лоуренс и Норриса. Суть этих доказательств сводится к следующему.

1. В условиях ограниченной видимости (мутность воды экспериментального бассейна, проведение опытов в ночное время) или при полностью выключенной зрительной рецепции дельфины способны обнаруживать и избегать различные препятствия, отыскивать рыбу, бесшумно погруженную в воду, и даже дифференцировать предметы.

2. При решении любой из вышеуказанных задач животныеизлучают под водой серии коротких широкополосных сигналов-импульсов, воспринимаемых на слух как резкие щелчки. Частота следования щелчков нарастает по мере приближения животного к цели. Частотные составляющие спектра таких сигналовдостигают почти 200 кгц. Максимум интенсивности наблюдаетсяна частотах 20—25 кгц.

3. Диапазон звуков, воспринимаемых дельфинами, оченьширок. Он целиком охватывает область звуковых частот, слышимых человеком, и простирается в область ультразвука до 150 кгци выше.

Следовательно, у дельфинов имеются все предпосылки осуществлять пространственный анализ с использованием эхолокации как одного из основных компонентов в ансамбле различных анализаторных систем.

В 60-е годы список эхолоцирующих животных расширился еще на три представителя: два из них — землеройки (Gould et al., 1964) и мадагаскарский тенрек (Gould, 1965) из отряда насекомоядных и третий — калифорнийский морской лев из отряда ластоногих (Poulter, 1963a, 1963Ь, 1966).

Указанными видами ныне завершается перечень животных, которые при ориентации в оптически неблагоприятных условиях пользуются этим особым специфическим способом акустической сигнализации. Несмотря на то что эхолокация служит совершенно конкретным целям, ее роль в жизнедеятельности указанных представителей и степень совершенства оказываются весьма различными.

Только у летучих мышей и зубатых китообразных эхолокация есть основной, а у некоторых из них почти единственный способ дистантной ориентации. У других эхолоцирующих животных она служит лишь вспомогательным средством, уступая по функциональной значимости зрительной рецепции. Рассмотрим особенности акустической локации у различных представителей позвоночных, основываясь на знании сравнительного биоакустического анализа их локационных импульсов, особенностей восприятия и обработки отраженных сигналов и основных показателей их эхолокационных или сонарных систем.

Читать : История открытия эхолокации