История открытия эхолокации

Перейти в оглавление раздела:Коммуникация, общение, язык...
Читать дополнительно: Слух. Слуховой анализатор
*Ультразвуковая локация
*Эхолокация и опыление цветов летучими мышами
* - у грызунов
* - у насекомоядных
* - у птицы Гуахаро
* - у стрижей-саланган

История открытия эхолокации

Читать дальше: История открытия эхолокации; (2); (3); (4)

Акустическая локация в живой природе была открыта сравнительно недавно, всего около 35 лет назад, однако этому событию предшествовала полная драматизма история многочисленных экспериментов, мучительных раздумий и горьких разочарований. История эхолокации ведет свое начало с 70-х годов XVIII столетия и связана с именем итальянского ученого Лазаро Спалланцани (Spallanzani, 1729—1799 гг.), уже тогда хорошо известного своими трудами в различных областях естествознания и философии. Это был ученый, поразительный по своему энциклопедическому таланту. Профессор в Родже, Модене, затем в Павии, он одновременно возглавлял кафедры логики, математики, естественных наук, греческого языка. Отметим лишь, что он был увлечен механизмами регенерации у животных и первый установил факт воспроизведения ящерицами отрезанных хвостов, лап тритонами. Он же впервые осуществил опыт искусственного осеменения у млекопитающих. Спалланцани едва ли не первый физиолог, пытавшийся описать закономерности пищеварения у животных не методом вивисекции, а в хроническом эксперименте оригинальными приемами. В возрасте 64 лет он заинтересовался способами ориентации ночных животных.

В 1793 г. Спалланцани установил факт исключительной важности — летучие мыши свободно летают в темной комнате, где совы становятся совершенно беспомощными. Это послужило началом длительных и остроумных серий экспериментов, в результате которых Спалланцани узнал об ориентации летучих мышей столько же, сколько другие исследователи за 140 лет после его смерти. К сожалению, большая часть работ Спалланцани до сих пор остается неопубликованной, и мы должны быть благодарны голландскому ученому Дийкграафу (Dijkgraaf, 1949a, 1949b) и американским ученым Галамбосу и Гриффину (Galambos, 1942b; Griffin, 1958), которые подняли архивные материалы (в основном письма Спалланцани к его коллегам) и дали возможность позна- комиться широкому кругу биологов с замечательными опытами Спалланцани.

Первоначально Спалланцани полагал, что необыкновенная острота зрения позволяет летучим мышам избегать препятствий в темноте. Тогда на головы зверьков были надеты светонепроницаемые колпаки. Полет летучих мышей стал сразу неуверенным, и животные, натыкаясь на препятствие или стенку, падали на пол. Казалось, разгадка была близка, но когда ученый провел контрольные опыты с прозрачными колпаками, это не улучшило способность летучих мышей своевременно обнаруживать предметы на своем пути. Чтобы окончательно решить вопрос со зрением, Спалланцани ослепил несколько летучих мышей. К его удивлению, животные, оправившись после операции, летали так же хорошо, как и нормальные животные, и не испытывали никаких затруднений после лишения их зрения. Спалланцани немедленно разослал письма своим ученым коллегам некоторых европейских стран, в которых рассказывал о своих исследованиях, просил повторить эти эксперименты и сообщить ему о результатах. Большинство полученных ответов подтвердило его опыты, но в одном из них содержались новые, еще более удивительные сведения. Швейцарский энтомолог, орнитолог и ботаник Шарль Жюрин после ознакомления с результатами опытов Спалланцани провел ряд экспериментов с летучими мышами и в феврале 1794 г. сделал новое важное открытие. Если уши животных были плотно закупорены воском или другим материалом, то летучие мыши становились беспомощными и наталкивались на любые препятствия. На основании этого Жюрин пришел к заключению, что, по-видимому, органы слуха летучих мышей принимают на себя функцию зрения, давая возможность животным своевременно обнаруживать препятствия и избегать их. Краткий отчет об этих экспериментах Жю-рина был опубликован позднее, в 1798 г. (Jurine, 1798)....