Гнезда крокодилов. Размножение крокодилов. Гнезда. Поведение животных

Размножение крокодилов

Перейти в оглавление раздела:Поведение и окружающая среда

Читать дополнительно: * Строительная деятельность животных

* Птичьи гнезда  * Гнезда животных

Колыбель для крокодила

Гнезда строят не только птицы, но и пресмыкающиеся. Хотя можно усомниться в том, что их заботы о развитии потомства заслуживают такого названия. Ведь, например, гнезда черепах - это всего лишь подземные "камеры" для яиц. С другой стороны, вырыть ямку в песке черепахе тоже не очень просто. Главное, необходимо правильно выбрать место для кладки - чтобы гнездо не затопило, чтобы грунт был достаточно влажным, чтобы он хорошо пропускал воздух и так далее. Каждая черепаха должна "учесть" много необходимых условий. Для этого ей необходимо сделать свой "выбор", "принять решение", отработать какой-то навык.

Из всего этого слагается строительство колыбели для потомства, и колыбель эта по невидимым для глаза показателям - температуре, газовому градиенту, влажности - отличается от окружающего ландшафта. Поэтому такую колыбель определенно можно назвать гнездом.

В отличие от черепах, аллигаторы, кайманы и некоторые крокодилы нагребают гнезда-кучи из растительного "мусора" и почвы. У крупных монстров, таких, как обитающий в Азии гребнистый крокодил, гнездовые холмики достигают метра в высоту и пяти метров в диаметре - ничем не хуже, чем "курганы" сорных кур. Другие крокодилы возводят более скромные сооружения. Так, самка миссисипского аллигатора, распространенного на юго-востоке США, делает в болотистой местности относительно крупное, до одного-полутора метров в основании, гнездо из листьев, веток и мха и откладывает в него тридцать-сорок, а иногда и до восьмидесяти удлиненных яиц, которые располагаются в верхней части растительной кучи. Преющая растительность обеспечивает потомство теплом так же, как и в гнездах-инкубаторах глазчатой курицы.

Обитающие в реках Южной Америки крокодиловые кайманы размножаются в сезон дождей, когда огромные пространства тропического леса оказываются затопленными и представляют собой нескончаемые плесы с многочисленными островами суши. В это время самки кайманов выходят из разлившихся рек и удаляются по затопленным джунглям вглубь леса, где и устраивают гнезда на возвышающихся над водой островках. Это небольшие гнездовые холмики, сделанные исключительно из грунта. Яйца лежат на подстилке из листьев и прикрыты листвой. На многие километры, а иногда и на десятки километров вокруг гнезда - одна вода. Что может быть лучшей защитой для потомства?

Другие виды южноамериканских кайманов предпочитают размещать свои гнездовые холмики на живых термитниках или на гниющих стволах поваленных крупных деревьев, которые представляют собой не что иное, как природные тепловые "батареи". Температура в таких гнездах держится на уровне 33-37 градусов тепла, что уже близко к режиму инкубации яиц птиц.

Все виды крокодилов строят гнезда так, чтобы яйца развивались при высокой температуре. В то же время необходимо, чтобы в разных гнездах тепловой режим несколько отличался, иначе будут вылупляться детеныши только одного пола. Дело в том, что у крокодилов, как и у многих черепах, пол определяется не набором хромосом, а температурой, при которой развиваются яйца. При температуре меньшей или равной тридцати градусам в гнездах миссисипского аллигатора появляются только "девочки", а при температуре большей либо равной тридцати четырем градусам - только "мальчики". В промежуточном интервале рождаются и те и другие в разных соотношениях. Понятно, что при таком "легкомысленном" отношении к определению пола могут возникнуть сложности с воспроизведением новых поколений. Соотношение самцов и самок у каждого вида в природе должно быть более или менее постоянным, и как крокодилы решают эту проблему, пока до конца не ясно.

Те крокодилы, которые нагребают растительные гнезда-холмики, откладывают яйца в начале влажного сезона, во время тропических ливней, когда реки выходят из берегов и затапливают джунгли. Другие, зарывающие кладку в песчаный грунт на островах, косах и береговых террасах рек, например гангский гавиал, нильский и болотный крокодилы, приступают к размножению в начале сухого сезона, когда вода спадает. При размножении во время влажного сезона откладка яиц происходит еще при поднимающейся воде, и вероятность затопления "гнездовой" камеры с яйцами довольно велика. Зато вылупившиеся молодые крокодилы сразу попадают в благоприятные условия: до воды недалеко, а мелководные плесы в это время просто кишат многочисленными водными насекомыми - это отличный корм для молодняка.

Когда же крокодилы размножаются в сухой сезон, самка откладывает яйца в вырытые в берегах рек отнорки, до одного метра глубиной, в таких местах, где еще совсем недавно была вода. Вода убывает, так что опасности затопления яиц нет. Но самка крокодила в этом случае не может все время находиться у гнезда и защищать его. В эту пору крокодилиха почти не ест, у нее другая забота - нужно спасаться в воде от перегрева. Оставляя гнездовой холмик без присмотра в открытом, обсыхающем месте, самка надежно забрасывает будущее потомство песком. Так поступают на берегах Нила сыскавшие себе недобрую славу у людей нильские крокодилы.

Вымершие родственники крокодилов - динозавры - иногда закапывали кладку яиц в песчаный грунт, большинство же их представителей, такие, как утконосые, рогатые и хищные динозавры, устраивали различные по сложности и величине гнезда с использованием растительного материала. Эти примитивные, на первый взгляд, существа довольно серьезно заботились о детенышах, о чем поведали палеонтологам раскопки последних двадцати лет (см. "Наука и жизнь" № 5, 1997 г.).

Гнезда насекомых и птицы без гнезд

Сложные гнездовые постройки сооружают не только птицы и рептилии, но и насекомые, например шмели и осы. Строят незамысловатые гнезда и рыбы - колюшки и макроподы, а также некоторые квакши и южноамериканские лягушки-древолазы. А что уж говорить о млекопитающих? Свитое среди травы, в метре над землей, гнездо мыши-малютки или утепленное мхом и шерстью гнездо гайно белки, которое часто принимают за птичье, - очень замысловатые и искусные постройки.

А вот среди птиц есть такие, которые вовсе не делают гнезд в настоящем смысле этого слова. Многие околоводные птицы, а также некоторые пернатые обитатели леса откладывают яйца прямо на голую поверхность земли - на галечниковой отмели, в каменистой степи, песчаной пустыне или в покрытом мхом кочкарнике, не делая никакой выстилки, а иногда и сколько-нибудь заметной ямки. Так поступают многие зуйки, крачки, саджи и рябки, а также некоторые совы и козодои. Обитающие в Африке египетские бегунки (их еще называют крокодиловыми сторожами) - небольшие приземистые кулики - почти не насиживают отложенные в прибрежный песок яйца, но, напротив, создают крыльями тень и время от времени смачивают кладку водой, которую приносят в клюве. Но это скорее исключения. Именно у птиц искусство строительства гнезд доведено до совершенства, которому может позавидовать и человек.

http://www.brocgaus.ru/text/029/473.htm; Автор: Н. Книпович.