Норы животных: грызуны, суслики. Интеллектуальные способности у животных. Поведение животных

Убежища животных

Перейти в оглавление раздела:Поведение и окружающая среда

Читать дополнительно: * Убежища животных ч. 2

* Строительная деятельность животных

Убежища животных (ч.1)

Большинство животных пользуются теми или иными убежищами. В одних случаях они находят естественные укрытия, в других — устраивают более совершенные прочные убежища, которые надежно и в течение длительного времени выполняют ту же задачу — защищают животное и его потомство от неблагоприятных погодных условий и от врагов.

Беспозвоночные забираются в щели коры деревьев, в лесную подстилку, в почву, в гнилую древесину, которые служат им убежищем. В каких укрытиях прячутся беспозвоночные, прежде всего насекомые и паукообразные, можно судить по тому, где их разыскивают питающиеся ими птицы, звери, ящерицы и земноводные.

Мелкие птицы, например синицы, поползни, пищухи и другие, осматривают щели в коре деревьев, ветви, листья, плоды в поисках насекомых, их личинок и куколок, а также пауков.

Для многих насекомых местом обитания и убежищем являются лесная подстилка и почва. Там же обитают другие беспозвоночные — паукообразные, многоножки, моллюски, черви и др. Естественно, что есть животные, которые питаются этими беспозвоночными и приспособлены добывать их в лесной подстилке и в почве, это землеройки, кроты, ежи, грызуны, многие птицы, ящерицы, лягушки, жабы и др.

Зимой птицы, а также звери, не залегающие в спячку, ищут защиту от ветра и мороза. Крупные животные, например олени, кабаны, волки, лисы и другие, укладываются отдыхать в защищенном от ветра, специально не подготовленном для этого месте. Кабан зимой устраивает лёжку в чаще подроста или под защитой крон деревьев. Лёжка представляет собой углубление в куче моха, растительной ветоши, веток, хвои, которые кабан стаскивает в облюбованное место. Самка перед опоросом, который проходит в марте—мае, чаще в апреле, устраивает родильное гнездо — толстую подстилку из растительного материала. Часто над гнездом сооружается крыша из вершинок молодых деревьев, хвороста, сухой травы. В качестве теплой подстилки свиньи иногда приспосабливают большой муравейник.

Мелкие млекопитающие проводят время под снегом, где у них есть сложная сеть нор и гнезда, сооруженные из теплого, преимущественно растительного материала. Таковы полевки, мыши, землеройки.

Тетеревиные птицы зарываются в снег. Обычно птица с лёта падает в сугроб, проходит в его толще некоторое расстояние и затаивается. В теплую погоду тетерева и рябчики могут находиться под снегом до четырех суток, не выходя на поверхность.

Для многих птиц и зверей естественными укрытиями зимой служат дупла, образовавшиеся в стволах деревьев в результате жизнедеятельности насекомых-вредителей, грибков и бактерий, или продолбленные дятлами. В дуплах укрываются синицы, дятлы, совы и некоторые другие птицы, а из млекопитающих — лесная куница, белка-летяга, енот-полоскун (см. рис. 160), летучие мыши, некоторые виды сонь, иногда черный хорь, горностай, -бурундук и др.

В летнюю пору многие животные ищут защиту от ветра, палящего солнца, дождя, гнуса в естественных укрытиях самого различного характера: под кронами деревьев, под корнями, в дуплах, в пещерах, под камнями и т. д. Почва разного состава и структуры служит убежищем для многих позвоночных животных. Некоторые из них прячутся в почву на короткое время в случае опасности, как, например, ушастая круглоголовка, которая начинает вибрировать телом и быстро полностью погружается в песок. Так же поступают и некоторые другие ящерицы — жители пустыни.

Многие грызуны, звери из отрядов насекомоядных и хищных строят в земле постоянные норы и живут в них во все сезоны года и в течение многих поколений. Так, песчанки, в частности полуденная, краснохвостая и большая, строят в земле очень сложную сеть нор со многими выходами и камерами разного назначения (рис. 146). Их заселяют несколько, иногда даже много зверьков.

В норах обитают суслики и их более крупные родственники сурки. Норы зверьков разных видов отличаются наличием или отсутствием холмика у входного отверстия, их глубиной, протяженностью и конфигурацией ходов в горизонтальном и вертикальном направлениях, числом, формой, расположением и назначением камер. Различают выводковые норы с гнездовыми камерами, в которых самка суслика или сурка рожает и выкармливает детенышей. Подросшие молодые зверьки, ставшие самостоятельными, живут обычно в норе простого строения, но с гнездовой камерой. В такой же норе, но более длинной и более сложной конфигурации, обитает самец. Существуют зимовочные норы, вход в которые на зиму животные заделывают прочной пробкой из земли, гальки, помета и подстилки. Пробка закрывает входной отнорок на большом протяжении. В зимовочных норах имеются отнорки, заканчивающиеся близ поверхности земли. Проснувшиеся весной зверьки заканчивают постройку этого отнорка, прокапывают выход наружу. Помимо зимовочных, делаются временные и спасательные норы, назначение которых ясно из их названия. Гнездовая камера обычно самая обширная, камеры меньшего размера другого назначения — кладовые, «уборные»....