Убежища: белка летяга, соня. Интеллектуальные способности у животных. Поведение животных

Убежища животных

Перейти в оглавление раздела:Поведение и окружающая среда

Читать дополнительно: * Убежища животных ч. 1

* Строительная деятельность животных

...Белка-летяга сооружает жилище в дуплах, обычно оставленных дятлом. В них летяга делает шарообразное гнездо. Материалом для него служат сухая трава, лишайники и др. Иногда летяга занимает беличье гайно, может селиться в скворечниках Выходит из гнезда в вечерние сумерки, забирается в него утром Обнаружить место, где поселилась летяга, нетрудно по кучке помета, накопившегося у основания дерева, на котором расположено ее гнездо.

Орешниковая соня строит гнездо четырех типов: листовое, травяное, смешанное и слоистое. Листовое гнездо строится из зеленых и сухих листьев, соединенных друг с другом чрезвычайно плотно. Диаметр гнезда 6—7 см, оно имеет одно входное отверстие. Бывают гнезда, построенные или только из свежих листьев, или только из сухих Используются листья какой-либо одной породы — дуба, бука, граба, боярышника, крушины, калины. Травяное гнездо — плотный шар диаметром 6—7 см, сплетенный из сухих травинок. Обычно оно сооружается в дуплах и птичьих домиках, реже открыто. Смешанные гнезда состоят из листьев деревьев, переплетенных со стеблями травянистых растений, с летучками семян. Слоистые гнезда имеют наружную капсулу из сухих листьев дуба, липы, бука, граба. Реже используются зеленые листья этих деревьев, лишайники, кусочки бумаги, полиэтилена и другие материалы. Внутри наружной капсулы строится внутренняя, для которой применяется более или менее однородный материал: изгрызенные на мелкие частицы листья, стебли трав, летучки иван-чая, перья, шерсть Гнездо имеет одно входное отверстие сбоку.

Открытое гнездо орешниковой сони (не в дупле, не в птичьем домике и др.) размещается не выше 60—120 см над землей. В таких гнездах орешниковая соня живет в теплый период года и выводит потомство. Расселяющийся молодняк занимает птичьи домики, их гнезда, дупла и другие убежища на одну или несколько дневок. Гнезд не строит. Выбрав убежище для постоянного проживания, она постепенно выстраивает там теплое шарообразное гнездо. Орешниковые сони имеют склонность использовать гнездо совместно (по нескольку особей, иногда помногу).

К осени, с наступлением холодов, орешниковые сони покидают убежища на деревьях и переселяются в зимовочные гнезда, располагающиеся в каком-нибудь убежище на земле или даже под землей. Зимой его заносит снегом.

Лесная соня приспосабливает под летнее убежище старые птичьи гнезда, различные естественные укрытия Летнее жилище, построенное лесной соней, представляет собой шарообразное гнездо из сучков и листьев преобладающих в данном лесу пород, расположенное в развилке сука или у ствола. Наружный каркас построен из тонких прутиков или концевых побегов с участием листьев, мха и травы. Внутренняя камера построена из расщепленного луба, растительного пуха, выстлана шерстью овец, собак, перьями фазана и другими материалами. Такое двойное гнездо является выводковым. Оно располагается с теневой стороны, часто в колючих кустарниках, перевитых хмелем, диким виноградом, ломоносом. Высота расположения гнезда не превышает 1—3 м, диаметр его 15—20 см, внутренней камеры — около 8—10 см.

Гнезда самцов и холостых самок построены небрежно, наспех и используются от одного до нескольких дней, а затем меняются. Сони часто занимают для временных жилищ необитаемые гнезда птиц — ворон, сорок, дроздов, коршунов. Чаще, чем в открытых гнездах, сони селятся в гнездах закрытых — в дуплах, искусственных сооружениях для гнезд птиц и летучих мышей. В этих случаях наружного каркаса у гнезда нет, а есть только внутренняя мягкая и теплая капсула. Иногда гнездо располагается на земле под лесной подстилкой. В горных районах соня строит гнездо в камнях. Зимние жилища лесных сонь по строению похожи на летние. Они также двуслойные и располагаются под землей или в кучах хвороста.

Садовая соня строит гнезда двух типов. Одни из них — собственной постройки, они располагаются более или менее открыто, другие — естественные укрытия, приспосабливаемые зверьками для гнезда. Летние убежища садовой сони разнообразны. В южных частях ареала зверьки строят открытые гнезда из сухой травы, мха, выстилая их перьями и шерстью. В горных районах они выбирают место между камнями, натаскивая туда необходимый строительный материал. В местах, где имеются скопления каменных россыпей, сони поселяются группами, образуя подобие колоний. Открытые гнезда располагаются чаще всего в развилках ветвей, вблизи ствола на горизонтально отходящей ветке, в мутовках на молодых елочках и сосенках. Нередко для своего гнезда соня приспосабливает гнездо сороки, сойки, дрозда или вороны.

В центральных частях ареала садовые сони заселяют дупла в липах, дубах, реже в стволах хвойных пород. Заселяют они и искусственные гнезда птиц. Предпочитают орешники. Зимовочное гнездо, столь же прочное, как и летнее, садовая соня устраивает в земле, занимая подземные ходы мышей и полевок. Сони могут зимовать на чердаках домов, в амбарах, помещениях для скота. В горных районах зимовочное гнездо они устраивают в пустотах между камнями. Из всех видов сонь садовая в наибольшей степени связана с землей, с грунтом и часто передвигается по лесной подстилке.

Соня-полчок по сравнению с другими видами сонь более приспособлена к древесному образу жизни. В качестве убежища для дневного отдыха, а также убежища для выведения потомства соня выбирает дупло, выдолбленное в дереве дятлом или образовавшееся другим путем. На Кавказе такими деревьями оказываются чаще всего бук, дуб, ветла, шелковица, липа, яблоня и груша. Дупло удовлетворяет полчка в том случае, если вход в него располагается на высоте 4—5 м. Занимают полчки искусственные гнездовья птиц, причем пригодными для них оказываются только целые и имеющие крышу. Если искусственное убежище оказывается уже занятым птицей, полчок начинает строить свое гнездо поверх птичьего. В скворечниках обычно живут несколько полчков, спящих друг на друге В дуплах или птичьих домиках полчок настоящих шарообразных гнезд не делает, он ограничивается изготовлением чашеобразного гнезда, выстланного мягким материалом. Причем такое гнездо делает самка, а самец делает гнездо без какой-либо подстилки Если дупел и развешанных птичьих домиков нет, то полчки строят открытые гнезда диаметром 15—30 см Такое гнездо находится на деревьях с раскидистой кроной на высоте 2—3 м. Бывает, что полчок делает гнездо в норе, трухлявом пне, беличьем гайне и др. Выводковое гнездо полчок не покидает до тех пор, пока не подрастут молодые сони. Это гнездо сделано наиболее тщательно. С конца лета полчки готовятся к зимнему сну В слегка расширенных норах грызунов, в прикорневых пустотах, ямках под пнями, в грудах камней сооружается зимовочное гнездо. При случае полчок зимует в оставленном человеком жилье.

В стволах деревьев делают свои убежища и гнезда дятлы. Желна продалбливает дупло, в котором устраивает гнездо и выводит птенцов. Леток (входное отверстие) такого дупла имеет овальную или приблизительно четырехугольную форму, вытянутую сверху вниз, и составляет около 17 X 10 см. Дупло для гнезда желна устраивает чаще всего в стволе осины на высоте до 20 м. Большой пестрый дятел выдалбливает дупло для гнезда в мягких породах деревьев — осине, ольхе, сосне, поврежденных насекомыми и грибами или даже высохших. Леток дупла круглый, диаметром 5,5—6 см.

Гнездовое дупло трехпалый дятел устраивает чаще всего в прогнивших стволах елей на высоте от 1 до 6 м. Леток по размерам сходен с летком дупла большого пестрого дятла.

Большого совершенства в сооружении гнезд достигли многие птицы, однако среди них есть и такие, которые гнезд фактически не строят, а откладывают яйца прямо на землю. По степени совершенства и сложности гнёзда птиц можно выстроить в ряд — от таких, которые представляют собой лишь ямку в почве или даже только слегка расчищенную площадку, до закрытых гнезд, внутренняя полость которых соединена отверстием или трубчатым лазом с внешней средой. В настоящей книге мы не имеем возможности хотя бы вкратце рассмотреть строение птичьих гнезд и отсылаем читателя к изданиям, специально посвященным этому вопросу.

Сооружение гнезд и убежищ для защиты от врагов и неблагоприятных погодных условий свойственно не только позвоночным животным, но и беспозвоночным. В этих гнездах и убежищах создаются наилучшие условия для выведения потомства. Многие жуки, перепончатокрылые, насекомые других отрядов делают в земле гнезда, в которых выводят потомство. Чрезвычайно разнообразны, например, убежища муравьев. Сооружения муравьев встречаются часто и заметны. Сооружения других насекомых не менее заметны, но встречаются реже. Таковы, например, гнезда лесных ос, изготовляемые этими насекомыми из бумаги, которую они сами и производят. Сложны гнезда диких пчел и др. В целом убежищ и гнезд разных насекомых в природе много, мы не имеем возможности перечислить их, это — дело специальной науки — энтомологии.

Велико разнообразие сооружений пауков. Они могут делать вертикальные норы, стенки, которых, чтобы они не осыпались, тарантулы, например, оплетают паутиной. Воронковые пауки плетут горизонтальную паутинную сеть, которая переходит в трубку, где прячется паук, а пауки-кругопряды — колесовидную ловчую сеть, растянутую между ветвями деревьев или кустов. Кругопряд прячется в убежище, связанном паутинными нитями с ловчей сетью и т. д. Пауки уступают по численности видов насекомым, но все же их очень много. Охотнику или натуралисту, когда он ходит в лесу, например в Приморском крае, чрезвычайно досаждают тенета пауков, постоянно налипающие на лицо и руки. Невозможно не задеть их, настолько их много. Так же как и в случае с сооружениями насекомых, мы не имеем возможности рассматривать убежища пауков и отсылаем читателя к специальным изданиям.

Читать дополнительно: * Убежища животных