Симбиоз: Что такое симбиоз? Симбиоз в природе. Классификация межвидовых взаимоотношений организмов

Что такое симбиоз?

Перейти в оглавление раздела: Симбиоз и мутуализм

Со школьной скамьи многим известно о взаимодействии в природе, которое свойственно всем живым организмам – от микробов до человека. Например, на африканских равнинах в тесном соседстве живут бабуины и антилопы импала. Чуткое обоняние антилоп и острое зрение бабуинов помогает им заметить хищников издалека. Аналогично взаимодействуют также зоркие страусы и чуткие на ухо зебры, которые в случае опасности подают сигналы.

По сути, подобную взаимовыручку в природе можно наблюдать везде. И такое взаимодействие – основа всего живого. Ничто в природе не существует само по себе. Все живое прямо или косвенно взаимодействует. Но об этой простой истине человек разумный почему-то все больше забывает, активно истребляя все вокруг для удовлетворения своих чрезмерных потребностей, или, еще хуже, делает это по собственной глупости. История помнит, когда люди, заботясь о домашних животных или своих угодьях, бездумно истребляли лесных хищников и других представителей фауны.

Lybia tesselata = Краб-боксер

Одно время в СССР была объявлена война волкам, которые якобы представляли угрозу животноводческим хозяйствам, даже платили большие деньги за каждого убитого серого хищника. И что получилось? В лесу стали исчезать многие виды животных.

Оказалось, что волк – это не просто хищник, но и санитар леса, который поддерживал в равновесии экосистему в лесу, поедая слабых и больных животных, не давая распространяться болезням.

А ситуация в Китае, когда в стране были истреблены все воробьи, якобы уничтожающие посевы риса. После чего полчища гусениц практически съедали все рисовые поля, и китайцам пришлось снова завозить в страну этих трудолюбивых и полезных птичек из Европы.

Известно, что все формы жизни на Земле составляют одну всеобъемлющую взаимосвязанную систему. Чтобы убедиться в этом, никуда даже не надо ходить. Свидетельством тому может служить наш собственный организм. Тихо и незаметно в нашем пищеварительном тракте трудится целая армия полезных бактерий, которая, если необходимо отражает атаки врагов (различных болезнетворных вирусов и микробов), способствует пищеварению и образованию необходимых витаминов. Человек (его тело), в свою очередь, дает этим бактериям пищу и приют. Такое взаимодействие называется симбиозом (от греческого symbiōsis – совместная жизнь).

Существует три основных вида симбиоза: мутуализм – сожительство двух организмов разных видов, приносящее им взаимную пользу; комменсализм, когда один живет за счет другого, не причиняя ему вреда; и паразитизм, когда один организм живет и питается в ущерб другому.

Оказывается, что даже почва, по которой мы каждый день ходим, это не просто какая-то безжизненная грязь, а самый настоящий живой организм! Это сложная среда с множеством живых организмов, которая служит для развития растений. В одном килограмме почвы может содержаться более 500 миллиардов бактерий, одного миллиарда грибков и до 500 миллионов многоклеточных организмов – от насекомых до червей. Некоторые из этих организмов сообща перерабатывают органические вещества, при этом выделяется азот, который они преобразуют в соединения, необходимые для растений. Многие микроорганизмы преобразуют углерод в углекислый газ и другие соединения, которые требуются для фотосинтеза.

Люцерна, клевер, горох, соя и другие бобовые, например, живут в тесном соседстве с бактериями, позволяя им «инфицировать» свою корневую систему. Это не причиняет растениям вреда, а наоборот, под их воздействием на корнях образуются клубеньки, где бактерии поселяются и, увеличиваясь в 40 раз, становятся так называемыми бактероидами. Их задача – превратить азот в соединения, которые могут усваиваться бобовыми. Бактерии же, в свою очередь, получают от растений питание.

Грибки или плесени тоже крайне необходимы для жизни растений. Практически все деревья, кусты и травы взаимодействуют под землей с грибками, также «инфицируя» корни и помогая растениям впитывать влагу и необходимые минералы: железо, фосфор, калий, цинк и так далее. В ответ на это грибки, которые из-за отсутствия хлорофилла не могут сами производить себе питание, получают от растений углеводы.

Красивые и нежные орхидеи в большой степени обязаны своей красотой грибкам, от которых также зависит и их размножение. В дикой природе, чтобы мелкие как пыль семена орхидей могли прорасти, им требуется помощь. Тогда за дело берутся грибки. Они также поддерживают довольно слабую корневую систему взрослых растений. По мнению ученых, грибки «формируют мощную, активную систему питания орхидей. Грибки же от растений получают некоторое количество витаминов и соединений азота. Однако щедрость орхидей небезгранична. Как только грибки начинают разрастаться, выходя за пределы корня и распространяясь на стебель, орхидеи с помощью природных фунгицидов тормозят их рост».

Но это лишь часть невидимых процессов, которые происходят в природе. У цветковых растений, например, симбиоз наблюдается не только в корнях, но и над поверхностью земли.

Читать дальше: Симбиоз в природе