Классификация межвидовых взаимоотношений организмов

Межвидовые взаимоотношения организмов

Перейти в оглавление раздела:Симбиоз и мутуализм

Муравьи в саду

Некоторые муравьи живут в содружестве с растениями, которые предоставляют им жилище и пропитание. В обмен на эти «услуги» насекомые опыляют своих хозяев, распространяют их семена, помогают добывать питательные вещества или защищают их от травоядных — других насекомых и млекопитающих. Муравьи, селящиеся в полых шипах акации, даже уничтожают вредные для нее вьющиеся растения, которые попадаются им на пути во время «патрулирования» территории вокруг «своего» дерева. За прекрасное обслуживание акация угощает своих постояльцев сладким соком.

Определенные виды муравьев предпочитают иметь свои «скотоводческие фермы», где они разводят тлей. Когда муравьи слегка щекочут их своими усиками, те выделяющих сладкую медвяную росу. В книге «Симбиоз» говорится о тлях: «Муравьи пасут этих насекомых, доят их, как коров, добывая себе пропитание, и защищают их от хищников». Как фермеры загоняют на ночь скот в коровник, так и муравьи в конце дня размещают тлей в своем гнезде для безопасности, а утром выводят их на пастбище — обычно туда, где есть молодые сочные листья. Пасут муравьи-скотоводы не несколько тлей, а порой многотысячные «поголовья». И это всего лишь для одного муравейника!

Еще муравьи выращивают некоторые виды бабочек — когда те еще в стадии гусениц. Взять, к примеру, симбиоз голубянки ариона и муравьев мирмика. Без них бабочка не может совершить свой жизненный цикл. В стадии гусеницы она кормит своих хозяев сахаристыми выделениями. Позже, когда бабочка появляется из куколки, она целая и невредимая выпархивает из муравьиного жилища. Фото

Опасное соседство

Если бы вы были птицей, принесли бы вы к себе в гнездо живую змею? Да ни за что! Но именно так и поступает ушастая сова. Она смело приносит в свое гнездо узкоротую змею. Змея вовсе не вредит птенцам, наоборот, поедает муравьев, мух и прочих насекомых, а также их личинки и куколки. Согласно журналу «Нью сайентист», птенцы, живущие в соседстве с этой змеей, «быстрее растут и более живучи», чем те, у кого дома не было такого живого «пылесоса».

Птичка под названием сенегальская авдотка водит дружбу даже не со змеей, а с самим нильским крокодилом! Она вьет свое гнездо рядом с его кладкой. Но ведь крокодилы охотятся на птиц! Да, но только не на авдотку — она служит ему часовым. Если птичьему или крокодильему гнезду грозит опасность, авдотка подает сигнал, и отлучившийся из дому крокодил тут же бросается на защиту своего жилища.

Пернатые и чешуйчатые санитары

Случалось ли вам видеть птиц, например египетских цапель или красноклювых буйволовых скворцов, восседающих на спинах антилоп, коров, жирафов и буйволов и выклевывающих что-то из их шкур? Животных это отнюдь не тревожит, напротив — птицы оказывают им большую услугу, поедая вшей, клещей и прочих паразитов, от которых животные не могут избавиться сами. Также птицы выклевывают кусочки отмершей кожи и личинки. Красноклювые скворцы даже издают свист, предупреждая своих хозяев об опасности.

Поскольку бегемоты большую часть жизни проводят в воде, чистить шкуру им помогают и пернатые, и чешуйчатые друзья. Пока бегемот находится в воде, черные лабео, одна из разновидностей карпа, словно пылесос, тщательно вычищают его шкуру от водорослей, кусочков отмершей ткани, паразитов и прочего мусора. Они даже чистят ему зубы и десны! Другие рыбы тоже приходят бегемоту на помощь: одни дезинфицируют раны, другие своей вытянутой мордочкой вычищают грязь между его широкими плоскими пальцами и в других неудобных местах.

Пятнистая креветка-чистильщик на актинии

Конечно, самим рыбам тоже нужно избавляться от приставших к ним ракообразных, наружных бактерий, грибков, вшей, а также от поврежденных и больных тканей. Для этого морские рыбы обычно направляются в местные «службы чистоты». Там яркие, разноцветные бычки, губановые и креветки-чистильщики добросовестно обслуживают своих клиентов и в награду получают «чаевые». Крупным рыбам помощь порой оказывает целая бригада чистильщиков!

Рыбы, желающие воспользоваться услугами «службы чистоты», подают для этого различные сигналы, например, поднимают хвост вверх, а голову опускают вниз или принимают другие необычные позы. Бывает, что они широко раскрывают жабры и рот, словно говоря: «Подойди, я не укушу!» Чистильщики с готовностью приходят на помощь, даже если их «клиент» — опасный хищник: мурена или акула. Некоторые рыбы, пока их чистят, изменяют окраску, вероятно, чтобы на них были лучше видны паразиты. В книге «Содружество в животном мире» говорится, что происходит в аквариумах: «Где нет чистильщиков, рыбы быстро обрастают паразитами и заболевают. Но как только в аквариум запускают чистильщика, он сразу приступает к работе, и все, словно понимая, в чем дело, выстраиваются к нему в очередь» (Animal Partnerships).

Чем больше мы узнаем об окружающем нас мире, тем больше нас поражает гармония и взаимозависимость всего живого на Земле.