Способность к регенерации. Регенерация организма. Поведение животных

Регенерация

Перейти в оглавление раздела:Поведение и окружающая среда

Регенерация в природе

Слово регенерация берет свое начало от позднелатинского regeneratio, что переводится как «возрождение», «возобновление». В биологии, под регенерацией понимается восстановление организмом утраченных или поврежденных органов и тканей, а также восстановление целого организма из его части. Регенерацию можно наблюдать в естественных условиях, а также она может быть вызвана экспериментально.

Впервые, возможности регенерации у различных организмов были описаны еще в XVIII веке, однако и сейчас не совсем ясно, как происходит этот процесс. Наиболее наглядный и широко распространенный пример регенерации у растений -весеннее восстановление листьев опавших осенью. Однако, многие под регенерацией понимают только восстановление насильственно утраченных частей организма, таким образом, сужая значение термина «регенерация». Размножение растений при помощи черенков - простейший случай регенерации, когда из небольшой вегетативной части восстанавливается целое растение. У растений широко распространена и такой вид регенерации, как регенерация из небольших кусочков или отрезков корня, корневища или слоевища. У некоторых растений возможна регенерация целого растения из листовых черенков, или даже кусочков листа, как например, у бегоний.

Искусственным путем удавалась у некоторых растений регенерация из отдельных изолированных клеток и даже из отдельных изолированных протопластов, а у некоторых видов сифоновых водорослей – даже из небольших участков их многоядерной протоплазмы. Проявлению регенерации обычно способствует молодой возраст растения, хотя при этом, на слишком ранних стадиях онтогенеза орган может оказаться неспособным к регенерации. В целом же, регенерация, это биологическое приспособление, которое обеспечивает заживление (зарастание) ран, а также восстановление случайно утраченных органов, а нередко является основой вегетативное размножение целого ряда видов. Именно поэтому, регенерация, как способ вегетативного размножения, имеет большое значение для таких видов человеческой деятельности, как растениеводство, плодоводство, лесоводство, декоративное садоводство и др.

Регенерация в животном мире – это в широком смысле: образование новых структур взамен утраченных. А термин "регенерация" для названия этого явления впервые был предложен в 1712 французским учёным Р. Реомюром, когда он изучал востановление утраченных ног у речного рака. Позже была установлено, что у многих беспозвоночных регенерация целого организма возможна из небольшого кусочка тела, а вот у высокоорганизованных животных возможна регенерация лишь отдельные органы или их частей. У животных регенерация может происходить либо путём роста тканей на раневой поверхности, либо перестройкой оставшейся части органа в новый, либо путём роста остатка органа без изменения его формы.

Примеров регенерации в животном мире у разных групп много. Вот, например, у амфибий, возьмем представителя семейства настоящие саламандры (Salamandridae), из отряда хвостатых земноводных. Тело у саламандр плотное, окраска одноцветная чёрная, или с крупными жёлтыми или оранжево-жёлтыми пятнами; хвост сравнительно небольшой. У саламандр имеются хорошо развитые околоушные железы (паротиды), выделения которых у огненной саламандры ядовиты, а попадая на мелких животных, могут вызвать их гибель. Возможно поэтому, некоторые хищники хватают саламандру только за вполне съедобный хвост, который саламандра, чтобы остаться живой, без сожаления отбрасывает (автотомия), а со временем хвост восстанавливается, т.е. происходит его регенерация.

Из пресноводных беспозвоночных животных уникальной способностью к регенерации, обладает гидра (Hydrida), из класса гидроидных и типа кишечнополостных. Она имеет цилиндрическое тело, длиной до 1 см, которое прикрепляется к субстрату плоской подошвы, а на другом свободном конце тела находится рот, окруженный 4-20 щупальцами со стрекательными клетками. Гидра - это живое ископаемое, которое встречалось еще 700 млн. лет назад. Гидры обладают исключительно высокой способностью к регенерации, что было установлено в середине 18 века швейцарским натуралистом Трамбле Абраамом. Изучая гидру, он открыл явление регенерации целого организма из его части или даже из массы отдельных клеток. Исследователь установил, сто если гидру разрезать пополам, то всего через три дня она воссоздает вторую половину тела. До сих пор не понятно, как это происходит!

Как показали современные исследования восстановление поврежденных участков органов и тканей обеспечивают стволовые клетки. Стволовые клетки входят в состав постоянно обновляющихся тканей животных и именно они способны в процессе развития эмбриона к дифференцировке, когда первоначально одинаковых клетки превращаются в специализированные. Если большинство животных с возрастом практически утрачивают способность к производству стволовых клеток, то у гидры - не утрачивается, а все происходит так, как будто мы имеем дело с вечным эмбрионом.

В отличие от гидры, у которой стволовые клетки расположены в середине тела, а у планарии стволовые клетки расположены по всему телу. Планарии это свободноживущие, широко распространенные (в пресных водах, реже в морях а в тропиках и на почве) ресничные черви, некоторые из них бывают длиной до 35 см. Когда в лабораторных условиях планарию разрезали на части в области хвоста, головы, шеи и туловища, то через некоторое время из каждого кусочка появляется новое независимое существо. При этом было установлено, что на каждом месте разреза у планарии образуются стволовые клетки. Интересен и такой опыт с планарией. Ученый отсек планарии голову и сделал продольный разрез тела. В результате, через определенный период времени произошло восстановление планарии но уже с двумя головами!

О частичной регенерации человеку было известно и ранее. Так, у морских обитателей - крабов и омаров, при обламывании клешни, со временем восстанавливают ее. На суше к регенерации утраченного хвоста способны ящерицы. Некоторые амфибии обладают способностью к регенерация лапок. Если аксолотль (личинка хвостатых земноводных - амбистом, способная к неотении, т.е. к размножению на личиночной стадии) потерял лапку, то со временем у него отрастает новая лапка со всеми 4-мя пальцами. При этом регенерация конечности происходит потому, что клетки вокруг ранки становятся стволовыми (хотя они не были таковыми до ампутации) и начинается процесс строительства. А если в лапке аксолотля делали искусственный надрез, через который вытаскивали кусочек нерва и затем оборачивали его кусочком кожи, то на этом месте со временем вырастает еще одна конечность. Интересной способностью к регенерации обладает и тритон. У него способны к восстановлению челюсти и глаза.

Некоторые животные способны восстанавливать утраченные части тела. А может ли человек восстанавливать утраченные органы? Регенерация у человека (как и у животных) - образование новых структур взамен удалённых либо погибших в результате повреждения (репаративная регенерация) или утраченных в процессе нормальной жизнедеятельности (физиологическая регенерация); вторичное развитие, вызванное утратой развившегося ранее органа.

Специально проведенные исследования показали, что у млекопитающих и человека целые наружные органы к регенерации не способны, зато их внутренние органы, а также мышцы, скелет и кожа способны к частичной регенерации. Уникальной способностью к регенерации обладает печень, и это притом, что клетки печени – не стволовые, но они могут быстро размножаться, как только получено повреждение этого органа. Поэтому, даже при удалении 70% печени она регенерирует.

В настоящее время в центре внимания ученых находятся стволовые клетки. Во взрослом организме стволовые клетки находятся, в основном, в костном мозге и, в очень небольших количествах, во всех органах и тканях: в коже, мышцах, жире, кишечнике, нервной ткани и даже сетчатке глаза. Недавно обнаружено, что некоторые клетки взрослого организма человека, по-видимому, хотя бы отчасти обладают способностью порождать стволовые клетки, характерные для эмбриона. Пуповина новорожденных детей - источник стволовых клеток, обладающих мощным потенциалом…